Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним1 апреля 2025 г.

    Представьте себе, что вы ничего не слышали о об этом романе, о его роли, известности, что вы ничего не знаете о сюжете, и вы никогда не слышали цитат из него. А теперь вы читаете эту книгу (не имея никаких предрассудков). Сначала происходит какая-то дичь. Но фантастикой или мистикой вас не удивить, вы человек, прочитавших достаточно много различных книг. Странный персонаж, который знает необычные вещи, - ладно, вы понимаете, что это завязка, и этот персонаж хочет что-то натворить и, возможно, это придется кому-то расхлебывать. Далее вы попадаете в совершенно другую атмосферу: иная сюжетная линия с историческими персонажами, ужасный язык повествования (соответствующий тому, когда и где происходит действие, но незнакомые слова не могут не раздражать). Вы примерно понимаете, о чем идет речь, но все это как-то странно. Затем вместо динамично развивающегося сюжета начинается череда появлений новых персонажей с дурацкими именами. Их сложно удержать в голове, и вы стараетесь ухватиться за основную линию истории, но ее нет. Пока нет, надеетесь вы. А новые герои (и положительные, и отрицательные) тем временем продолжают появляться, и судьба каждого требует вашего внимания.
    Наконец, появляется Мастер. Вы радуетесь, ведь исходя из названия книги, вы ожидали его появления гораздо раньше. Но, конечно, сожалеете, что он душевно болен. От него вы получаете историю несчастной любви, и историю неудачника-писателя. И вот это все выглядит совсем уже криво. На то, что книга, написанная Мастером, была хороша, указывает одно только восхищение влюбленной женщины и мнение самого автора, а на то, что это посредственность - литературная элита. Зато появляется предположение, что автор уже этой книги (в смысле Булгаков) так себя обезопасил от негативных отзывов литературного общества. Ведь если бы роман грубо раскритиковали, это бы выглядело как повторение сюжета книги, которую и раскритиковали. Мастер (даже не хочется его так называть) просто не умеет принимать поражение, с жиру бесился со своим выигрышем, и решил, что может теперь делать что угодно, и все у него будет хорошо, а тут вдруг неудача. То есть он возомнил себя талантищем, а оказалось, что в жизни все не так, как в его голове.
    Далее вы все-таки дожидаетесь появления второго обещанного в названии персонажа. Маргарита, конечно, тоже не в себе, и приятных эмоций не вызывает. Как не вызывает их и неоднократное тыканье Булгакова в то, что у 30-летней женщины нет детей, поэтому она несчастна. Ее может считать несчатной или какой-то там еще общество (нет смысла копаться в настроениях тех времен на этот счет), но она, очевидно, была несчастна по другми причинам. И вот какая удача, ей попадается "человек" (как она думает), который так уместно и вовремя предлагает решить ее проблему. Задумка с кремом и полетом над городом и разгромом, совершенно не выдержит никакой критики. Ну что за бредятина, вы, выросшие на русских народных сказках, привыкшие к летающей злой и страшной Бабе Яге, вдруг получаете точно такого же персонажа, только молодую и красивую ведьму под слоем крема. С трудом собранный силой воли интерес к книге все сложнее удержать.
    Но вот проходит бал, Маргарита получает награду, своего тронутого умом друга, и вам становится совсем тоскливо, потому что вы понимаете, что вас обманули. Обещали показать настоящую любовь, но вместо этого подсунули пошлятину. Что же по мнению автора является признаками любви? Что Маргарита разгромила квартиру критика, выступившего против ее любовника? Или то, что она вспомнила о нем во вторую очередь, сначала попросив за Фриду? Или может она принесла жертву ради любимого, развлекаясь на балу, и не получив от этого никаких негативных последствий, кроме тех, которые были сразу устранены? А где любовь Мастера? Сидел в своем подвале, света белого не видел, и вдруг подвернулась женщина и начала им восхищаться - ну все, он ее полюбил?
    Очередной проблемой оказался эпилог. То есть в течение всей книги это нагромождене персонажей, ставших жертвами Воланда, уже было чересчур, а теперь нужно опять читать про судьбу каждого из них. Тем более ничего интересного в этих судьбах нет, все более менее предсказуемо. Хотя у меня возник вопрос, как Иван Бездомный умудрился в таком состоянии найти себе жену..

    Я начинала и бросала читать и слушать эту книгу раз 8-10, и вот наконец домучила. Убедилась, что это абсолютно не стоило потраченного времени. Из плюсов книги не могу не обратить внимание на зрелищность (некоторых эпизодов), внимание к людским порокам, некоторый стимул поинтересоваться религией и ее влиянием. Возможно, в свое время книга "выстрелила" из-за своей необычностью и некой смелости, которая сейчас воспринимается разве что как грубость.

    3
    82