Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чтец

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    Аноним24 мая 2015 г.

    Для меня это небольшое по объему произведение распалось на две части с совершенно различным впечатлением.

    Первая часть, повествующая об отношениях пятнадцатилетнего школьника Михаэля с 36-летней кондукторшей Ханной, мне категорически не понравилась. И дело даже не в том, что мой мозг отказывается на полном серьезе воспринимать любовную связь людей, которые могли бы быть матерью и сыном. Для меня дико, а для кого-то нормально, поэтому тут я смирилась. Но! Как можно описывать первую влюбленность подростка таким казенным и сухим языком? Если бы не обилие физиологических подробностей (которые, к слову, тоже казались мне абсолютно излишними), можно было решить, что читаешь официальное свидетельство о произошедшем. Полное отсутствие психологии героя дополняет картину. Михаэль во второй части неоднократно повторит, что все его чувства притупились во время суда, что он почти онемел. Так вот это онемение, на мой взгляд, началось буквально с первых слов романа. Совершенно нелогичное и абсурдное начало отношений - вот вы можете себе представить, что к вам в гости забежал незнакомый паренек, лет на 15 младше вас, а вы при нем продолжаете гладить свое нижнее белье, а потом еще и переодеваться начинаете? Может,для кого-то такое поведение обычно, но мне сложно это понять.

    Ну, с критикой закончим. Вторая и третья часть эмоционально совпали в моем восприятии, что и определило финальную оценку произведения.

    Вторая часть - суд - уже более понятна с точки зрения испытываемых героем чувств. Стыд, вина, боль - и, как следствие, - равнодушие, попытка закрыться от больной темы, оправдать себя. Сама тематика нацистского режима и концлагерей создает напряженную, трагичную атмосферу. Нет, автор не оправдывает Ханну, но в этом ее "А что бы вы сделали на моем месте?" звучит новая трактовка происходящего. Тема вины и ответственности за преступления нацизма воплощена во всем поведении Ханны. С другой стороны, автор не давит на жалость, не пытается выжать слезы из читателя - здесь всё тот же сдержанный язык, всё тот же небогатый на эмоциональные проявления герой.

    Третья часть наиболее трагична. Пуста и безрадостна жизнь Михаэля - на нем, как и на всем его поколении, груз вины за преступления родителей. Но на нем и личный крест - Ханна. Невозможно вернуть и исправить прошлое, стоит ли пытаться? Но как жить, если прошлое не отпускает, снова и снова вцепляясь в тебя мертвой хваткой? Здесь много юношеской категоричности и много боли, а больше всего - вины и желания прощения. К бытовому толкованию вины примешивается юридическое:


    Должно ли караться преступление, если на момент его совершения оно таковым юридически не считалось?

    Конечно, нельзя отбросить первую, "идиллическую" часть романа. Но мне в процессе чтения хотелось сократить ее, оставить лишь те самые яркие, выразительные сцены, появляющиеся в сознании героя, сделать их вспышками из прошлого, подчеркивающими контраст воспоминаний и реальности.

    24
    57