Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним21 мая 2015 г.

    Человек смертен, иногда и внезапно смертен. А дело в том, что рукописи не горят - в том числе и рукописи атеистов. Если я подхватил оборвавшуюся речь Берлиоза, его атеистическую аргументацию, если сохранена идейная преемственность, значит не так важна его физическая смерть.

    Вообще, весь эпизод на Патриарших живописует вполне марксистский тезис: религия и мистика паразитируют на бессилии человека перед стихиями природы и общества, в том числе и дорожной аварией. Толковый выход из этого - улучшать турникеты и трамваи, делать их безопаснее, полагаясь на свой разум и руки. А старый софист Воланд подсовывает иной путь: уверовать в мистическую судьбу, склониться перед потусторонним. Путь для суеверных простофиль.

    Еще одна ложь старого софиста: люди-де не меняются внутренне, меняются лишь трамваи да троллейбусы. На деле, неизменна у людей только тяга к удовольствию и бегство от страдания - это заложено биологически. Но весь гвоздь в том, как они это делают в разные эпохи. И вот тут-то выясняется: человек строит дворец, а дворец строит человека, во дворце уже не плюнешь на пол. Строит человека и трамвай, в котором он едет, и интернет, которым пользуется. Все изменчивые знания и технологии, что нас окружают - нас же и формируют.

    Вообще, мистика для Булгакова это форма и способ сказать о земном: высмеять бюрократов, заклеймить доносчиков, показать как трусость ведет к несправедливости. В годы репрессий это, конечно, было особенно злободневно: многие неповинные люди представали перед Пилатом, были осуждены. Иешуа в книге показан как бродячий проповедник с единственным учеником, начитанный, наивный в житейском плане, владеющий искусством врачевания через внушение. Любовная линия ярка. Язык живой, полный юмора и иронии. Не каждого читателя книга уводит в мистику. Читать интересно.

    13
    72