Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Memory of Water

Emmi Itäranta

  • Аватар пользователя
    Аноним28 марта 2025 г.

    Сохранение традиции, как способ сохранить здравомыслие, выжить


    Я не знакома с особенностями финского менталитета, поэтому не могу четко утверждать, что книга написана в чисто финском стиле. Тем более, как мне стало известно из биографии писательницы, уже несколько лет она занимается творчеством на территории Соединённого Королевства. Наверняка уже обританилась давно.

    Существует мнение, что финны медлительны. Впрочем, это мнение связано не с заторможенностью, как таковой, а с некой определенной философией: не стрессовать и не спешить.

    Так вот та самая неспешность в книге присутствует. И, наверное, ее очень легко спутать с неспешностью азиатских авторов, со свойственной им внешней невозмутимостью и отстраненностью повествования. Особенно учитывая то, что сама профессия чайного мастера, описываемая в книге, согласно древним трактатам, возникла в Китае.

    И тут невольно возникает сравнение с книгой Артура Голдена «Мемуары гейши», что все-таки и в «Мемуарах», и в «Дневнике чайного мастера» очень такой западный взгляд на азиатские традиции. И что на самом деле все гораздо менее романтично, более прозаично и суть совсем в другом. Хотя Итяранта пишет красиво)))

    Если вы приверженец жанра антиутопии в его классическом варианте («Мы», «1984»), то, скорее всего, «Дневник чайного мастера» вас может разочаровать. Потому что здесь нет «чистой» антиутопии как таковой. Вы увидите здесь смесь антиутопии, постапокалипсиса, фантастики, с примесью чего-то, похожего на азиатскую философию. Это такая «мягкая» антиутопия, что ли. Но читать ее приятно.

    Повествование ведется от имени новоиспеченного чайного мастера, затрагивая и небольшой кусочек времени до церемонии посвящения. Отсюда и название – «Дневник чайного мастера».

    Уж не знаю, соответствуют ли описываемые в книге традиции проведения чайных церемоний реально существовавшим, но это и не важно. Это описание, как мне кажется, здесь не для того, чтобы познакомить читателя с чайной церемонией как таковой. А, скорее для того, чтобы наглядно показать, что в любые времена, при любых обстоятельствах, у человека думающего всегда будет что-то, что будет якорить его со здравомыслием, поможет сохранить связь со своими предками, даст уверенность и чувство стабильности. Как «лоскутное одеяло» Лихачева. В «Дневнике» это как раз передача знаний от мастера к ученику. И, конечно же, никуда без окутывающей всё это действо тайны, переходящей от одного поколения к другому.

    Имена персонажей, кстати, тоже очень похожи на азиатские. Хотя действие событий, разворачиваемых в «Дневнике», происходит на территории вымышленного государства «Скандинавская уния» после глобальной экологической катастрофы.

    Автор не раскрывает читателю причины произошедшего и не посвящает во все подробности случившихся в обществе и в природе перемен, а лишь акцентирует внимание на том, что мир изменился безвозвратно и основательно. И самым главным объектом, ставшим краеугольным камнем, разделившим общество на власть имущих и всех остальных, стал, пожалуй, самый ценный ресурс на планете Земля – вода.

    А дальше уже чистая философия и размышления на тему морали и нравственности, предлагающие «примерить» на себя одеяние чайного мастера и ответить на вопросы: как человек позволил сам себе докатиться до такой жизни и что теперь с этим делать? А главное: как при этом остаться человеком?

    Финал книги неожиданный, но многообещающий, дающий надежду на то, что работа над ошибками все-таки возможна и есть те, кому она по силам.

    4
    46