Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
Аноним27 марта 2025 г.Минорно-депрессивно...
Это место, где реальность схлестывается с идеалом, где шутка становится серьезностью, а все серьезное — шуткой. Волшебная точка, в которой верна как любая идея, так и ее противоположность.Хм, давненько мне настолько не шла книга, и настолько выбешивал главный герой. Пожалуй, последний раз это была Наташа Ростова в "Войне и мире". (Да, с этого момента все преданные поклонники данной литературной героини могут смело кидать в меня тапками))) Я, в принципе, не люблю героев расслабленно "текущих по течению" и не пытающихся барахтаться даже в тех случаях, когда их заносит в откровенное демо. Не люблю также, когда герои абсолютно подчиняются своим чувствам и эмоциям, даже не пытаясь активировать хоть какую-то часть мозга. И если в случае с Наташей это было несколько простительно в связи с полным этих самых мозгов отсутствием, то тут...
То тут у нас позиционируется вроде бы неглупый парень, вроде бы отдающий себе отчёт в своих действиях, и вроде бы даже постоянно рефлексирующий по их поводу. Но нет... Поначалу ему, правда, везло с течениями. Мама была хорошая, любящая, по делу строгая и с принципами. Окутывала его заботой и правильными ориентирами. А потом жестокая трагедия и мамы больше нет, но опять немножко повезло, и временное пристанище тоже предоставили вполне себе нормальные люди. Хорошее течение, достаточно чистая водичка, и парень плывет себе по нему чистенький и хороший. Но тут внезапно его заносит в вонючий омут в виде всплывшего из неведомых далей папашки: алкаша и игромана, который и вспомнил-то о сыне исключительно из меркантильного интереса. Нашего героя затягивает в канализацию, но он и там продолжает плыть по течению, как и раньше. Правда, теперь он еще попутно демо глотает (и в прямом смысле тоже).
Ах, - возразят мне, - но ему ведь всего 14-15 лет. Маленький еще, неприспособленный. Так я ведь тоже не прошу его полком командовать или кораблем управлять. Даже на Джульете женится не требую)). Но хотя бы во имя памяти о матери, которую он так холит и лелеет (память, конечно, а не мать), можно было хотя бы немножко побарахтаться и посопротивляться канализации.
Как же меня занесло в эту странную новую жизнь, где по ночам орут пьяные иностранцы, а я хожу в грязной одежде и никто меня не любит?Ах, ну да. У нас ведь здесь не героико-приключенческая история, а неоклассика! И посему герой должен всенепременно страдать страдальчески, а вместе с ним и читатели тоже страдать должны и сопереживать. У меня вот, правда, не получилось как-то. Герой ведь все-таки не мелкий Оливер Твист из жестокого к сиротам 19 века, а вполне себе грамотный и начитанный подросток из 21, с доступом к интернету, нормальными нью-йоркскими знакомыми, юристом-поверенным (оставленным в наследство любящей мамой), социальными службами в конце концов. Даже ведь никаких попыток не было, было только погружение в де**мо.
Тут, кстати, возле гг всплывает некий Борис Павликовский, эдакий малолетний трикстер-алкоголик польско-украинско-русского происхождения, который по мнению многих рецензентов повествование изрядно расшевелил. И в которого я почему-то абсолютно не поверила. И факты его биографии какие-то уж очень нарочито-штампованные, да и сам он олицетворение какого-то инфернального дна. Для меня он был скорее второй сущностью гг, эдаким Тайлером Дёрденом ("Бойцовский клуб") при главном герое.
Да и особой любви к искусству у ГГ я тоже не увидела. Только гипертрофированный фетишизм (вполне впрочем сюжетно оправданный) по отношению к одной конкретной картине.
Само волшебство картины, сама ее живость были как тот чудной, воздушный момент, когда западал снег, перед камерами завертелись снежинки и зеленоватый свет, и наплевать уже стало на игру, кто там выиграет, кто проиграет, хотелось просто упиваться этими безмолвными, летящими по ветру минутами.В целом же, если рассматривать это произведение как неоклассику, то да, здесь всё это есть и даже с излишком: надрывные и безысходные страдания а ля Достоевский; рефлексирующие хождения вокруг дуба (вру, дуба не было, но были его симулякры); впечатляющий глыбистый объем; правдоподобная и изнуряющая дотошность описания; и действительно качественный, образный и сочный язык (за который я баллов-то и накинула).
Вот и всё. Пока у меня эта книга - безусловный лидер в номинации "Разочарование года"))
653,2K