Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тело в долине

Дж. Р. Эллис

  • Аватар пользователя
    tbheag26 марта 2025 г.

    Во тьме над бездной

    Коль лестница рухнет вниз,
    Надежда спастись одна —
    Держись за веревку, друг,
    Пусть не подведет она!

    Ох уж эти маленькие городки и деревушки северной Англии! Если верить художественным произведениям, ни в одном месте на земле не совершается такого количества изощрённых убийств и прочих загадочных преступлений…

    В первом романе своего детективного цикла Дж.Р. Эллис попытался воспроизвести атмосферу классического британского детектива, и если что ему и удалось, так это невероятно интригующая завязка: тело, найденное в глубоком подземном проходе, по всей видимости, пролежало там как минимум несколько дней, загвоздка в том, что накануне этим же путём прошла группа спелеологов — и никакого тела там не было. Кроме того, погибший сам был опытным спелеологом и ни за что не спустился бы под землю без специального снаряжения…

    Роман, однако, чем дальше — тем меньше вызывал во мне эмоций. Дочитывала, как сейчас говорят, «с лицом лица». Во-первых, мне показалось, что в этом небольшом произведении слишком много фокальных персонажей: вместо того, чтобы собирать кусочки мозаики вместе с детективами, мы буквально наблюдаем за ходом событий глазами каждого жителя городка. Возможно, таким образом автор хотел лучше познакомить нас с героями следующих книг, а заодно запутать читателя, пустив по ложному следу, но вместо этого у него получилось лишь рассеять внимание, а вместе с ним и интерес к истории.

    Во-вторых, лично для меня книга показалась если не вторичной, то сильно проигрывающей схожим по сюжету произведениям. С одной стороны, отсылки к классике (вроде Конан Дойля или Агаты Кристи) меня всегда радуют (постоянные подколки про прогулочные ботинки — намёк на Пуаро — особенно понравились), но было сложно отделаться от ощущения, что в этом романе автор попытался объединить две популярные истории: «Деревню восьми могил» японского писателя Ёкомидзо Сэйси и цикл канадской писательницы Луизы Пенни про инспектора Гамаша.

    В «Деревне восьми могил» (1951) детективный сюжет тоже связан с разветвлённой сетью пещер, вот только насколько же атмосферно пишет ученик Эдогавы Рампо, вплетая в повествование и историю мятежных самураев, и загадочный клад, и намёки на мистику (спойлер: в итоге всё, конечно, окажется проделками исключительно людей из плоти и крови)! Эллис тоже попытался добавить исторического контекста, упомянув старую викторианскую книгу по спелеологии (и это был один из самых любопытных моментов), но всё очарование быстро растворилось на общем фоне сумятицы и многоголосицы.

    С современным циклом про инспектора Гамаша книгу роднит многое, в том числе образы детективов (старшего инспектора Олдройда, его помощника Эндрю Картера из Лондона и сержанта Стефани Джонсон), забавное подтрунивание над местным йоркширским говором (Пенни тоже любит описывать комические ситуации, когда сталкиваются канадские франкофоны и англофоны), само описание деревушки (чувствуется, мы ещё не раз вернёмся в местное бистро местную таверну). И всё же герои Луизы Пенни вызывают несравнимо больше симпатии…

    Впрочем, нужно всегда давать авторам шанс, первые книги циклов нередко уступают продолжениям. Вполне возможно, ко второй книге цикла автор распишется и сможет меня зацепить, а пока — четыре звезды из пяти.

    11
    154