Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Настоящие мемуары гейши

Минеко Ивасаки, Рэнд Браун

  • Аватар пользователя
    Аноним18 мая 2015 г.

    Мадам / Миссис / Госпожа / кактамвЯпонииобращаютсякзамужней Ивасаки оставила меня довольно равнодушной к своей истории. Так что можно сколько угодно кидаться в сторону Голдена тапками и прочими предметами, но только его история живей, романтичней, западней, хоть и не изобилует подробностями в той мере, как книга той самой настоящей гейши, и содержит множество неточностей, а порой и вовсе отступает от правды (по утверждению самой Ивасаки, чему не верить причин у нас нет, все-таки она в этом соку варилась, а Европе о гейшах стало известно вообще сравнительно недавно, если думать о том, когда появилось это искусство).

    Однако, что же хорошего в "Настоящих мемуарах гейши"? Несомненно, это практически карманная энциклопедия, если нужно узнать о мире гейш, о разных профессиях в этой вселенной, а также о подробностях относительно костюмов, причесок, обычаев и традиций, наконец, проблем и неудобств, которые существуют в этом гетто. Да, гетто. Потому что попасть туда не так уж просто. Уйти - проще, а попасть и стать своей - испытание не для слабонервных. Минеко как раз не было слабонервной, хоть и оставалась человеком. Подытоживая этот пункт, хотелось бы упомянуть, что тут впору было составлять просто список, что есть что, потому что запомнить огромное количество новых слов, нашему уху непривычных, и понятий, нашей культуре абсолютно чуждых, - это все равно, что подготовиться к экзамену по японскому за одну ночь (впрочем, может быть, в минуту огромной скуки, я составлю этот список, потому что сама испытывала огромные трудности в процессе чтения, потому что совершенно забывала, что она имеет в виду, употребляя тот или иной термин).

    Теперь о героине. Это реальная история. Настоящей гейши. Это привлекает внимание, потому что, как она сама говорит во введении, это закрытый мир, приглашение куда не так уж и просто заполучить, а уж понять этот мир, - сложно. Потому что он другой. Я бы, продолжаю мысль Ивасаки, сравнила бы это понимание с самим искусством гейш. Можно учиться тому все жизнь и все время совершенствоваться, чему предела, как известно, нет.

    Возможны спойлеры...

    Но что же не так? Вот сама героиня меня и смущала, а порой и раздражала, если не сказать бесила.
    Высокомерие и излишняя самоуверенность, заносчивость. Эпизод, где она даже мысли не допустила, что ошибку могла совершить она, а не другие, - можно списать на то, что ей было еще мало лет. Но "это было так удобно: когда ты Ивасаки..." Хотя бы в этом смысле книга Голдена много более симпатична: героиня была бедна, и знала цену вещам. Цену. Минеко же слишком любит эти самые вещи. Именно в этом я вижу причину (одну из), почему она осталась в окия, а не в родительском доме (родители так вообще отдельная тема, но сил распаляться нет). Эпизодов, где Минеко (конечно, для этого были причины, но во всем есть мера) считала, что она самая-самая, не счесть.

    Лукавство. Минеко пишет, что была болезненно застенчива и замкнута. Если с замкнутостью можно согласиться, то с застенчивостью? Я глубоко убеждена, что застенчивые девушки не становятся гейшами. Тем более осознанно, как это произошло с нею. Я боюсь представить, какой раскрепощенностью нужно обладать (в хорошем смысле), чтобы постоянно находиться среди людей (которых она не любит - что ж, это действительно заметно), беседовать с малознакомыми мужчинами и женщинами, да еще и не стушеваться и стать самой знаменитой и высокооплачиваемой? Недюжинной, согласитесь.
    В эту же категорию относятся ее мучения относительно метаний, что же выбрать, - родителей или карьеру гейши и полный отказ от тех, кто дал жизнь. Мне все эти пассажи не показались убедительными.

    Наконец. наивность. Минеко слишком плохо разбиралась в людях, если верила, что в бабском (да-да) мире отсутствует зависть, конкуренция, да еще и подобным укладом, где заработок не является секретом. Впрочем, посочувствовать ей тут можно. А можно ли обвинять девушку в том, что она, в сущности, мало была подготовлена к жизни? Чего стоит одно только признание, что в 18 лет она все еще думала, что можно забеременеть от поцелуя! Или эпизод, где она поражалась, что и лучшие учителя, признанные мастера своего дела, занимаются рутинной работой, как уборка? Служанки-служанками, но если она, наследница, на себе познала мытье туалетов. И тут снова хочется мне отпустить колкость - раскинуть мозгами не смогла - ведь она, несомненно, умная женщина! А полная неосведомленность в юности о том, что такое деньги, и, как говорится, "с чем их едят"? Я никак не могла понять, как так вышло, если ее предназначением было стать наследницей рода. бизнеса, окия!? Как тетушка Оима и матушка Масако полагали, она будет вести дела? Вопросы, вопросы и никаких ответов. Недостатков я увидела слишком много, всех и не смогла тут перечислить.

    И все же, в несомненную заслугу Минеко Ивасаки можно поставить попытки размышлять над своими поступками, рефлектировать. Еще раз, она не глупа. Она сильна. Она талантлива, наконец. Но мне она не очень симпатична, к сожалению.

    Я остановилась на средней оценке, потому что как справочник о японской культуре гейш в художественной форме, хоть и суховатой, - книга не худший вариант (ах, если бы к описанию каждого кимоно и каждой прически прилагалась фотография, она бы получила еще несколько плюсов в карму. мечты-мечты). Как история чьей-то жизни - нет. Меня не впечатлила даже ее импульсивность, мало свойственная ей, всегда рассудительной и рациональной, под конец, где она вышла замуж через 23 дня после знакомства.

    27
    384