Рецензия на книгу
Наваждения
Макс Фрай
Аноним23 марта 2025 г.Наваждения или День Сурка
Наваждения - очередной сборник из двух повестей, входящий в цикл Лабиринты Ехо, повествующий о приключениях сэра Макса, сбежавшего из нашего посконного мира в мир магический. Очередные две истории с очевиднейшим хеппи эндом, но с примесью магического реализма. Наваждения — как-никак, надо соответствовать.
Уменьшение детективной состовляющей в пользу философствования явно не пошло сюжету на пользу. Если раньше мятежные магистры и прочие криминальные деятели Соединенного королевства время от времени задавали нетривиальные задачки тайному сыску, то на этот раз тайны и секреты как-то незаметно испарились, зато появились поэтические строчки из нашего мира. Звучат завораживающе, ничего не скажешь, но с другой стороны, надергать несколько красивых строф из поэзии малоизвестных авторов и преподнести их читателю - не самая сложная задача. Хотя это может добавить им немного вполне заслуженной популярности. Плохо то, что эти ходы автора не вписываются в общую вялотекущую картину повествования. Такое впечателение, что это все уже было, и цикл мало-помалу скатывается в день сурка.
Ряды главных героев поредели, нас лишили общества леди Меламори. С ней все в порядке, не подумайте чего такого, общая канва терминаторности Макса и остальных членов тайного сыска сохраняется, просто девушке захотелось попутешествовать на край света в Арварох вместе со своим красавцем возлюбленным сэром Алотхо (что может быть общего у утонченной, далеко неглупой, загадочной и симпатичной барышни с плохо прописанным пафосным викингоподобным качком - просто не представляю). А так как кроме главных героев все остальные являются просто картонными размытыми задниками с идиотскими труднопроизносимыми именами, потеря Меламори плохо сказывается на произведении. Правда, поймал себя на мысли, что в книге практически отсутствуют всяческие штампы, что есть-то есть.
Макс продолжает поражать нас абсолютно нереалестичным поведением с представительницами противоположного пола. Если его диалоги и взаимные подколки с коллегой из тайного сыска Мелифаро довольно веселы и остроумно-циничны, что сильно скрашивает повествование, то с девушками Макс общается как инфантильный, извините меня, дебил. Большая часть его разговоров сводится к тому, что в эту ночь (или день) он точно не даст заснуть своей второй половинке. Тоже мне, герой-любовник. А сама Теххи, будучи вполне себе самодостаточной и умной девушкой, почему-то в этом ему постоянно подыгрывает. Выглядит крайне фальшиво.
Но так как Теххи, по сути, является не человеком а призраком-наваждением, отзеркаливающим поведение других людей, Макс, по факту, осуществляет свои постельные истории сам с собой.Так же доставляет, как наш боевой попаданец, отправляясь на очередное задание по нейтрализации местного криминалитета, драматически прощается с возлюбленной и коллегами, приводит все свои дела в порядок на случай если... И в это время даже его начальник Джуффин ходит с серьезным лицом. Хотя всем читателям давно понятно, что даже если сам Макс, из которого вылетают смертельные шары, который плюется ядовито-фатальной слюной, и вообще он Вершитель, и все его желания сбываются, не сможет решить вопрос, все разрулится само-собой.
И вообще наш главный герой частенько поносит свой родной мир, из которого он предательски сбежал в Ехо. Попахивает диссиденством, что непозволительно в наше непростое время (а когда оно у нас было простое?).
Кстати наш мир, оказывается, называется миром Паука. Типа он нас оплетает и удерживает в себе, и мы сами постоянно плетем паутину, чтобы удержать людей вокруг себя, и незаметно запутываемся еще больше. Похоже на правду...В общем, в цикле явно наметился кризис жанра. Надо что-то делать, может написать автору в твиттер? Есть же у нее твиттер?
8140