Рецензия на книгу
Астровитянка
Ник. Горькавый
yukari18 мая 2015 г.К этой книге можно много придираться - за прямолинейность сюжета (и заимствование некоторых сюжетных ходов из "Гарри Поттера"), недостаточно раскрытые характеры главных героев, научные вставки, которые иногда (хотя редко) выглядят в тексте чужеродными. Но чтобы придираться ко всему этому надо, наверное, быть безнадёжно взрослым человеком (в плохом смысле слова). Потому что вот я открыла эту книгу, чтобы убить легким чтением 10-15 минут, пока компьютер загружает обновления, и не смогла спать спокойно, пока не узнала, чем же всё кончилось. Потому что все недостатки книги перевешивает одно достоинство - убежденность, вера автора в то, что он пишет.
— Мы, люди, не можем быть свободны друг от друга, и мы не равны по природе своей. Мы не можем стать братьями, потому что больше всего заботимся о себе — ещё бы на детей хватило нашего сердца. Я просто хочу жить в мире, где нет сирот и никто не стреляет в спину, а ум ценится больше кулаков. Я хочу такой мир, в котором нет сверхлюдей, диктующих свою волю, зато у каждого человека есть реальный шанс заработать своё счастье. Это много?
— Невообразимо много. И ты всерьёз надеешься победить?
— Конечно! Иначе даже начинать не стоит. Мы должны объединиться — Леопарды, Олени, Совы и Драконы. Будущее никому, кроме нас, молодых, не нужно. Поэтому мы заберём его себе.Собственно говоря, эта книга отвечает на вопрос, "а что советовать школьникам почитать, если "Алиса" Булычёва им неинтересна" (а это печальный факт - не раз оказывалась, что эта книга для них хотя и занимательна, но местами скучна и непонятна - уже другие реалии). Раньше ближайшей параллелью в современной подростковой литературе для меня была "Маруся" (ещё до того, как "Этногенез" выродился в бесконечный растянутый сериал, рассчитанный на выбивание денег из читателей). Но если главная героиня "Маруси" (и это не раз подчеркивается в тексте) ориентирована на действие, а не размышление, то для Никки, наоборот, главное оружие - интеллект.
Здорово, что есть детская научно-фантастическая книга с таким пафосом. В конце концов, даже упомянутые заимствования из "Гарри Поттера" ("..— Так вот… — продолжил прерванный директор, — наша школа основана первыми поселенцами на Луне, среди которых было много поклонников саги о Гарри Поттере. Стиль жизни в нашей школе во многом повторяет Волшебную Школу Хогвартс...") не слишком раздражают. Чтобы быть увлекательной, книга должна быть написана понятным для целевой аудитории кодом. И тут автор выбирает беспроигрышный вариант (нецелевая аудитория, т.е. упомянутые "взрослые люди", будут, правда, плеваться на это с удвоенной силой).
Несмотря на то, что, судя по отзывам, последующие книги серии хуже, чем первая, обязательно хочу прочитать и их. Для меня они окажутся заметно "хуже", только если автор изменит своей основной идее, а это, все-таки, маловероятно.
И еще одна тема для размышления: главная героиня получает преимущества за счет своеобразного стечения обстоятельств: она выросла вне общества (т.е. не имеет "социальных барьеров" в поведении), имеет постоянный доступ к возможностям искусственного интеллекта (не только энциклопедические, фактические знания, но и мощные инструменты анализа), ее мозг управляет телом также через посредство электронного устройства (это результат несчастного случая, но в итоге это дает ей преимущества - возможность двигаться в ситуации, когда "обычный человек" уже бы потерял сознание), а по ходу сюжета она получает и дополнительные чувства ("с шестого по четырнадцатое примерно" - лидар, тепловая камера, датчик радиоактивности и прочее, с выводом информации на имеющиеся рецепторы тела). У некоторых читателей это вызывает неприятие, но по-моему автор здесь вполне мог иметь в виду идеи транс-гуманизма как перспективы дальнейшего развития человека.
13111