Рецензия на книгу
The Five Dysfunctions of a Team: A Leadership Fable
Патрик Ленсиони
Аноним22 марта 2025 г.Из-под пера Патрика Ленсиони вышло немало бизнес-романов и "Пять пороков команды", пожалуй, один из самых известных.
Как и обычно, для бизнес-романа, есть проблема в виде не очень хорошо работающего бизнеса и главному герою, как правило, получившему новое назначение (здесь - новому генеральному директору) необходимо с мужеством и доблестью решить проблемы, а читателю - вынести для себя полезные мысли. Название книги уже намекает, что речь будет идти про проблемы в команде, а именно - в топ-команде компании, состоящей из функциональных директоров и во главе с генеральным директором. Ленсиони свёл все проблемы, которые могут быть в команде, к пяти ключевым, которые представил в виде пирамиды. Какие именно - читайте в книге, тут же я напишу несколько мыслей по ним и по книге в целом:
- Достаточно много внимания в книге отведено конфликтам в команде и основная мысль - они обязательно должны быть! Но это должны быть конструктивные и продуктивные конфликты - в таких конфликтах должны обсуждаться только концепции и идеи и, ни в коем случае не личные качества участников.
- В книге есть идея, которую психологически реализовать очень непросто - в команде должно быть нормой, когда любой её член, может спросить у другого его результаты. Проблема здесь в том, что, как правило, члены команды стоят на параллельных ступенях в "корпоративной иерархии" (а в примере с книгой - это вообще ТОП-менеджеры), поэтому, с одной стороны эта мысль может показаться странным, ведь, "какое я имею право спрашивать результаты того, кто мне не подчиняется?" и, наоборот, "а какого фига он лезет в мои дела и в мои задачи?". Но правильный взгляд с другой стороны - как только команда договорилась об определенном распределении обязанностей, каждый член команды отвечает перед всеми за результаты своей работы и логично, что любой имеет право потребовать отчёта от другого члена команды.
- Каждый руководитель в компании находится, как минимум, в двух командах: 1) в которой он является руководителем, в этой команде находятся его подчиненные; 2) та, где он сам в роли подчиненного. Так вот, ещё одна, на первый взгляд, контринтуитивная мысль заключается в том, что основной командой для каждого должна быть та, где он сам находится в роли подчиненного. Т.е. если какие-то решения стоят на стыке интересов этих двух команд, то нужно отдавать приоритет второй команде.
Ну и очень приятно было в книге увидеть в дословном виде мысль, которую я давным-давно сформулировал сам для себя. Часто слышу от сотрудников, что они завалены задачами и, конечно же, все задачи важные срочные. На что ответ один - если у вас всё важно, значит, на самом деле, у вас нет вообще ничего важного.
3244