Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
Naelin17 мая 2015 г.Мир, построенный на чистой математики, жизнь по формуле Тэйлора - вот общество, описанное Евгением Замятиным. Никаких фантазий, ведь фантазии - это болезнь. Никаких чувств, ведь они - корень любых конфликтов. Никакой свободы - ведь свобода - это выбор, который породит последствия.
Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как… ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро=0, и он не движется; свобода человека=0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы.А чтобы предостеречь человека, необходимо установит за ним контроль.
И чувствую: сзади, через плечо, осторожно перегибается кто-то и заглядывает в развернутую страницу. <...> Не хотелось мешать ему – и я сделал вид, что не заметил. <...>Это незначительное само по себе происшествие особенно хорошо подействовало на меня, я бы сказал: укрепило. Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага. Пусть это звучит несколько сентиментально, но мне приходит в голову опять все та же аналогия: ангелы-хранители, о которых мечтали древние. Как много из того, о чем они только мечтали, в нашей жизни материализовалось.Всё расписано по секундам. Каждый занят своим делом на общее благо. Конечно, таким обществом кто-то должен управлять. И тогда появляется Благодетель. Удивительно, что книга была написана почти 100 лет назад (в 1920) до появления культа личности Сталина. Во многих моментах автор как будто в воду глядел.
Государство попыталось вытравить из людей всё человеческое, превратить их в роботов. Но это, конечно, удается ему не в полную силу. Так партнерша Д-503, главного героя, испытывает к нему привязанность и мечтает о том, чтобы родить от него ребёнка (что тоже регулируется государством). Появляются одиночки-революционеры, которых стремятся безжалостно уничтожь. А главный герой встречает I-330 и влюбляется в неё без памяти. Вспыхнувшие чувства открывают ему иной взгляд на мир, который он не хочет менять на былое благополучие.
Повествование идёт в форме дневниковых записей Д-503. Сам Д-503 поначалу полностью верит в мир, в котором он живёт. Он восхищается им, постоянно демонстрируя своё высокомерие и превосходство перед миром древних (т.е. перед нашим). В общем, он тот человек, у которого мозги очень хорошо промыты государственной пропагандой. Он чуть ли не в экстаз впадает, когда описывает, насколько они крутые, просвященные и т.п...Как вы понимаете, читать это не очень-то и приятно (ведь у меня не возникает мыслей насмехаться над нашими предками и тем, что они, например, не знали, что такое гроза). В общем, все записи Д-503 насквозь пропитаны самодовольством. Но чем больше становится его страсть к I-330, тем больше включается его фантазия, а как этот человек видит мир - отдельный разговор. Не знаю, восприятие ли такое у главного героя, либо это последствия оматематичивания ума, но люди у него - розовые, коричневые, желтые, белые с непременно выступающими характерными чертами. До чего же сладковато-тошнотворная манера подмечать окружающий мир, я вам скажу! Невыносимая череда "обклеила всего меня улыбкой", "залакировались смехом глаза", "губы шлепают, брызжут, слова хлещут фонтаном", "двоякоизогнутый, сутулый и крылоухий", "стыдливые жалюзи спущенных глаз"...
Герой из-за описания выходит не очень-то приятными, правда? Но ведь он - продукт государства. Его мысли и отношение - это то, что ему внушали 32 года. Таким образом, он, при всём своём многообразии, выходит весьма безликим. Все подвижки начинаются с его чувств к I-330, которая становится его новым авторитетом. И опять никакой характерности, лишь звериная ярость выглядывает местами. Для меня стало невозможным сформировать отношение к этому персонажу. Его метания - метания маленького ребёнка, который ещё не определил сам для себя никаких ориентиров. У него нет ни опыта, ни наследия - всё обезличенно, отобрано. Идея всего романа уложилась для меня в словах друга Д-503 R-13.
Понимаете («п» – фонтан) – древняя легенда о рае… Это ведь о нас, о теперь. Да! Вы вдумайтесь. Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья, третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. Об оковах – понимаете, – вот о чем мировая скорбь. Века! И только мы снова догадались, как вернуть счастье… Нет, вы дальше – дальше слушайте! Древний Бог и мы – рядом, за одним столом. Да! Мы помогли Богу окончательно одолеть диавола – это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы, он – змий ехидный. А мы сапожищем на головку ему – тррах! И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы о добре, зле: все – очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители – все это добро, все это – величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу – то есть наше счастье. Это древние стали бы тут судить, рядить, ломать голову – этика, неэтика…Противненький мир и противненький роман, прекрасно демонстрирующий человека с набором единственно верных убеждений, верного адепта какой-либо пропаганды и общества. Ведь ему совсем не надо думать, напрягаться в поисках ответов - достаточно найти авторитета и верно его слушать, повторяя произнесенные им "истины". Актуально во все времена.
730