Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Der Club der unverbesserlichen Optimisten

Jean-Michel Guenassia

  • Аватар пользователя
    Аноним22 марта 2025 г.

    Великая книга о взрослении и эмиграции

    Роман взросления, социальный роман, драма

    Когда читать: в любых условиях. 1-я часть дилогии. Обычно французская проза даётся мне нелегко, но этот роман стал исключением.

    Сюжет. Мишель сбегает от семейных проблем в заднюю комнату парижского бистро, где эмигранты верят, что еще смогут наладить жизнь, а все, что у них есть, это шахматы и разговоры.

    Герои. Главный герой - Мишель. Второстепенные: его семья, друзья, приятели-эмигранты. Примечательно, что все члены Клуба - мужчины гораздо старше Мишеля, но они общаются на равных.

    Язык. Залог успеха в простоте. Лакоричный, постоянное дествие и движение. Текст разделён на небольшие главы и это самый удобный из возможных форматов.

    Мир. Париж времен "холодной войны", борьбы Алжира за независимость и пластинок с рок-нроллом. Конец 1950 - начало 1960-х. Атмосфера бистро, аромат кофе со сливками и меланхолия юности, когда привычное рушится, а новое не даёт шанса свыкнуться.

    Давненько книга меня так не увлекала. В общем-то, в этом и состоит проблема опытного читателя: все меньше историй, которые бы удивляли, "чистого" языка, многослойных сюжетов и все больше упрощения и дешёвой драмы. Генассия меня очаровал.

    Роман построен на удивительном балансе авторского стиля, сплетения судеб, истории, семейных неурядиц, разочарования и осмысления жизни. И даже печальный финал здесь ощущается тучей на небосклоне, но не гирей на сердце. Это тот случай, когда простым языком писатель рассказывает сложную историю, и я почти не слышу фальши. Генассия не пытается быть ни остроумным, ни натужно-печальным, он не полубог и глашатай правды, он здесь всего лишь рассказчик, который пытается сказать, что боль и утрата едины для всех.

    Мишель - подросток.  Он живёт в Париже, страдает на уроках математики, играет в настольный футбол и запоем читает книги. Его семья весьма состоятельная, но благополучие под угрозой: старший брат Мишеля - Франк не разделяет семейных взглядов, вербуется в армию и уходит из дома. В это время Мишель обзаводится новыми знакомствами. Его новые друзья намного старше, они эмигранты и для властей все как один подозрительные личности. Домашний мальчик становится завсегдатаем задней комнаты бистро, где люди, потерявшие все, включая себя, продолжают верить, что будущее возможно. Они научат его играть в шахматы, а на самом деле жить и бороться, когда боль утраты выбивает землю из-под ног.

    Одна линия сюжета - это история семьи Мишеля, в которой итальянцы и французы, богатые и бедные, благополучные и потерявшие все оказываются под одной крышей. Стены их дома не выдерживают противоречий. Старший сын сбегает, брак родителей рушится, семейство дяди бежит из Алжира прямиком к ним в дом и усугубляет положение дел. Смерти, разочарование, политика, обозленность - это будни парижской семьи, которая находится в своём собственном состоянии "холодной" войны.

    Вторая линия - линия Клуба, где собраны истории эмигрантов, которые выживают в обществе друг друга. У каждого за плечами уникальная история. Они одинаково неприкаянные, маргинальные и потерянные.   У них разные политические позиции, но им приходится мириться друг с другом ведь у них есть общий враг - невозможность вернуться домой, выжить в одиночку, перечеркнутое прошлое и смирение в отношении настоящего.

    Мишель бежит от семейных неурядиц к книгам, а от них в Клуб, к неурядицам мирового порядка. Влюблённые с полярными взглядами на политику, братья, которым прошлое мешает жить в настоящем, покинутые, бессильные, помеченные ярлыком национальности, утратившие профессию, эмигранты Империи и эмигранты Союза. Здесь нет одинаковых историй, но они обладают равным опытом чужаков. Правда, оказывается, что и Мишель теряет дом, дома не потеряв.

    Там, в задней комнате парижского бистро, и сталкиваются два мира: мир подростка и мир беглеца. И оказывается, что национальности - условность, а юный парижанин может точно так же быть преданным, потерять семью, любимую, друга. Несчастье уравнивает, принятые и непринятые решения толкают в спину.

    Немного фальши в этой безупречной симфонии слышится только в главе про Ленинград, но я с лёгкостью прощаю Генассия некоторую непроработанность, несколько неудачных мазков на огромном полотне истории. И с нетерпением открываю "Земли обетованные".

    Это роман не о различиях между местными и  эмигрантами. Наоборот, Генассия написал о сходстве, всеобщей надежде в самые мрачные дни в мире, где каждый может потерять всё, включая себя, а потом обрести свободу и принять непоправимое. Жизнь продолжается, пока мы живы, хотя порой прощение и правду приносит лишь смерть.




    17
    636