Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним22 марта 2025 г.Желтолицый призрак литературы
Ребекка Куанг создала роман в котором обитает всё то, что беспокоит западное книгоиздание: культурное присвоение, расизм, несправедливость, фальшь, жажда славы.
История начинается с того, как писательница Джун Хейворд крадёт рукопись своей умершей подруги, азиатки Афины Лю
Джун Хейворд завидовала своей подруге и буквально мечтала пожить в ее коже, и судьба дарит ей такую возможность
В ночь когда Афина приглашает Джун к себе домой, чтобы отметить контракт с Нетфликс, Афина рассказывает ей про свой законченный черновой вариант книги, которая станет новым этапам эволюции в ее как писателя, а после она давится панкейком и умирает, а Джун не забывает прихватить с собой рукопись Афины
Воровство и вина как акт самоуничтожения
Кража в литературе — это не просто преступление. Это сделка с призраком. У Джун была возможность написать свой собственный роман, но она предпочла стать медиумом чужого таланта, в ближайшие три недели она не выходит из своей квартиры и дописывает роман Афины. Ее не пугает даже тот факт, что роман описывает китайский рабочий корпус который участвовал в Первой Мировой войне, и что это довольно странно, что белая женщина пишет роман на такую тему.
Джун изо всех сил пытается удержать контроль — её мысли скачут от самоуверенности к панике, от оправданий к страху разоблачения
Куанг строит её монологи как закрученный водоворот: сначала Джун убеждает себя, что она талантлива, потом огрызается на критику, потом приходит к ярости, потом снова к оправданиям. В книге ярко чувствуется как из забитой и неповоротливой Джун Хэйворд с провальным литературным дебютом, она превращается в Джун Персонг в хищную пантеру литературного мира, которая умело жонглирует знаниями из китайской истории и уверенно отвечает на самые каверзные вопросы от журналистов и получает семизначные гонорары от издательства
Афина Лю: тень, которая смеётся
Афина в книге — это не просто умершая подруга. Это литературный призрак. Афина преследует Джун даже после своей смерти, это ночное шуршание страниц, это хейтерские комментарии которые льются из Твиттера, это когда твоя книга становится хитом, но остаются сомнения у некоторых пользователей интернета, что ты её написала. Это ее мама которая хочет отдать ее черновики в открытый фонд
Существует старая идея: если долго носить чужую маску, однажды она прирастёт к твоему лицу. Йеллоуфэйс — это роман о моменте, когда ты осознаёшь, что уже не можешь её снять.
Голливуд, книгоиздание и продажа экзотики
Западная литературная индустрия это шоу, где важна какого цвета будет рука держащая книгу, а не ее содержание. Куанг показывает это с откровенностью человека на смертном одре. Джун — белая, Афина — азиатка. И кого же публика захочет видеть гением? Как показывает опыт люди из чувства вины отдают лидерство более угнетенным, это молчаливое требование нашей совести, и с ним солидарна литературная индустрия. Ирония в том, что даже эта книга, разоблачающая расизм, сама становится его частью.
Куанг пишет о том, как издатели не просто продают книги — они продают авторов. Как восточное наследие превращается в удобный товар. Как читатели жаждут экзотики, но только в удобной для них упаковке.
Ты можешь быть с самым острым слогом на свете и писать как Кинг или Пелевин, но если в твоей биографии есть темные пятна, твоя кожа недостаточно черная и или недостаточно белая — твой успех всегда будет представлен жесткого анализу. Именно такой мир рисует Куанг в книге, порой немного гипертрофированный.
Экзотический великий фильтр
Да экзотика прекрасно продается, потому что мы всегда отдаем предпочтение тому, к чему было приложено больше усилий, кого вы станете уважать больше, студента из богатой семьи который учиться в университете «Лиги Плюща» или студенту из Уганды живший в бедной семье который получил гранд на обучение из-за феноменальных знаний в математике. Большинство выберут парня из Уганды.
Точно также и в литературе, мы выбираем тех, кто делится своей историей стилизует ее и превращает в неповторимое повествование. А порой большие истории из нашей жизни, связаны с цветом нашей кожи и с нашей национальностью
Развалины после урагана
Какую книгу мы держим в руках, закрыв последнюю страницу? Это не уютный роман о моральных уроках. Это не триллер, который забудется через неделю. Это что-то большее.
Йеллоуфэйс — это целый город который опустел после урагана, но улицы всё ещё хранят чьи-то голоса. Это история о том, как слава может превратится в боль, а мечта превращается в пушечное дуло целящееся в тебя
И вот в книге остается последняя страница, ты дочитываешь ее и понимаешь, что гениальность автора оценивается, то каким в итоге стал ее персонаж, пройдя определенный путь. Ты закрываешь книгу и понимаешь, что персонаж продолжает жить и смотрит на тебя со страниц книги, вот настолько живым он получился.
Периодически я думаю про себя как там Джун Персонг? Написала ли свою новую книгу, справилась ли с волной хейта после публикации романа ее редактором. Книги которые оставляют такое впечатление большая редкость, поэтому эта желтенькая книга обязательно будем на самом видном месте моей книжной полки
143