Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Девяносто третий год
Виктор Гюго
Аноним21 марта 2025 г.Я очень люблю всю эту французско-революционную кашу, со свержения Людовика до Наполеона. Если углубиться, начинаешь понимать, что не только наше отечество страдало затяжными революционными развлечениями с кучей течений, партий, восстаний, союзов, предательств и интервентов. Технически книга посвящена Вандейскому мятежу, точнее, его самому активному всплеску в 1793 году. Франция в этот момент по понятным причинам страдает от массы постреволюционных проблем: старый порядок рухнул, новый еще не устаканился, проблемы всюду, от снабжения населения продовольствием и финансового кризиса до идущих вторжений иностранных государств. Можно представить какой-нибудь наш 1921 год и в принципе станет ясно, что к чему. К вышеописанным проблемам добавляется очень неприятная культурная проблемка — впервые за довольно-таки долгий отрезок времени богоданный монарх казнен, что наиболее отсталым массам, разумеется, не нравится. Если в Российской империи был революционно-сознательный Петроград, то здесь центр сознательных граждан это Париж, а провинциальные крестьяне знать не хотят этот ваш прогресс, Царство Разума и прочую высокопарную революционную чепуху, они с большей охотой будут орать "да здравствует король!", чем "да здравствует республика!" Так на юге возникает обширный Вандейский мятеж, который привел в полноценной гражданке. В центре повествования несколько именных персонажей, которые могут потягаться друг с другом и в жестокости, и в высочайшем уровне человечности, короче, все, как любит Гюго.
Однако это всё всего лишь фон для адски атмосферных описаний происходящего. Гюго сыпет фактами и фамилиями как бешеный (на некоторых страницах без преувеличения по двадцать сносок на разных исторических личностей) и при этом, даже если вообще не понимать, о чем речь, будет интересно. Ибо Гюго вплетает микрофакты из жизни простых людей, которые не требуют особых пояснений, и приводит шикарнейшие цитаты, которые представляют собой золотой срез Франции тех лет. Здесь его фирменные фразы на полстраницы и сборники односложных фактов на десять страниц настолько к месту, что не пересказать. Ну а еще здесь просто идеальная беседа Дантона, Робеспьера и Марата, прямо кадры исторического кино: Дантон гремящий и грозный, Робеспьер холодный и логичный, а Марат ультрарадикален и шипит презрительной гадюкой.
P.S. Несмотря на то, что я назвал сюжет фоном, это не слишком справедливо: в последней трети книги он становится главным и там потрясающее равновесие благородства и жесткости между революционерами и роялистами, все как и бывает на самом деле.
9369