Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним17 мая 2015 г.Седьмое доказательство бытия Божия.
Рецензию написал скорее о богословии романа.
Образ дьявола в романе. Несомненно главное действующее лицо.
В романе становится на место Бога - вершит судьбы людей, судит, карает, награждает. Наделен божественными качествами - всеведением (Аннушка уже разлила масло), промыслом (кирпич просто так не падает). "Добрый дьявол".Образ Иешуа в романе.
Истиной себя не считает, верит в Бога (Христос знает Бога), до всего дошел своим умом, думает, что злых людей нет и всех считает Добрыми, считает всякую власть насилием. Он отказывается от записанного в Евангелиях, говоря, что это неправда на козлином пергаменте. У него возникает тревожное любопытство, он боится, просит его отпустить, чтобы его не убили, он сторонится солнца(?), много разговаривает, умирая, всех прощает, не воскрес. Иешуа - пародия на библейского Мессию.
Берлиоз говорит Воланду:
– Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, хотя он и совершенно не совпадает с евангельскими рассказами.Поэт Бездомный "Очертил ... Иисуса черными красками" - может это подсказка на происходящее в "ершалаимских" главах? (в ранней редакции "очертил" нет)
В начале книги 3х кратное отречение - "Иисуса не было на свете", "Мы не верим в Бога", "Мы - атеисты..и большинство населения сознательно и давно перестали верить..", при этом чертыхаются и, по словам Булгакова, "забрались в дебри, где можно сломать себе шею". Берлиоз сразу сломал. На фоне этого "..угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.."
Загадочный роман Булгакова воспринял, в том числе, как антиутопию, показывающую каким становится общество, отказавшееся от Бога - открытым для бесовского влияния, где сатана победно правит черную мессу, где кровь превращается в вино, где Иисус превращается в Иешуа, Библия в козлиный пергамент, дьявола принимают за "бога", крича ему "всесилен, всесилен", страстная любовь одна из высших ценностей, заповеди сводятся к телемской обманной "делай, что хочешь", люди становятся земнородными и участь после смерти так же надежна, как червонцы черного мага, ну а забытая икона в паутине и пыли висит в углу романа, дома, жизни..
В таком прочтении Булгаков в своем романе показывает тьму, чтобы захотеть Свет (седьмое доказательство бытия Божия).
15304