Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Призрак Оперы

Гастон Леру

  • Аватар пользователя
    AntesdelAmanecer20 марта 2025 г.

    " Ваши страхи, ваш ужас – это тоже проявление любви, и притом упоительной"

    Что же написать о таком известнейшем произведении, с которым знаком практически каждый? Знаком, если не с самим романом Гастона Леру, так с мюзиклом Эндрю Ллойда Уэббера или многочисленными экранизациями, которые с завидной постоянностью, начиная с 1925 года (первый немой фильм вышел еще раньше, но был запрещен из-за проблем с авторскими правами), продолжают появляться на экранах, а кто-то возможно знаком с легендой и слухами, не исчезающими из кулуаров Гранд Опера.

    Понравился ли мне роман? Понравился очень.
    Я люблю готические романы, люблю истории, связанные с тайнами, призраками, ожившими мертвецами. Особое очарование таким историям придают старинные и загадочные замки. Леру поместил героев не в какой-то там замок, а в знаменитый огромный парижский оперный театр, использовав популярную в его время историю, связанную с подземельем роскошного оперного здания, с его подземным озером и с трупом, найденным при одной из реставраций в стенах театра. И в сочетании с элементами мистификации, иллюзионными эффектами возникает ощущение реальности, а не буйной фантазии автора, балансирования между мистикой и реальностью, словно читатель идёт по тонкой грани отделяющий видимый и невидимый мир. Да ещё и детективное расследование в придачу, впрочем, оно часто присутствует в готических романах.

    Не менее готических и детективных романов люблю музыкальные истории и, чего уж скрывать, оперу я тоже люблю. Не то чтобы я часто ходила в оперу или была большим знатоком, меня скорей можно назвать поп или лайт любительницей оперы – слушательницей красивых оперные арий.

    Если бы роман был оперой, делающей акцент на Ангеле музыки, а не такой, как мюзикл "Призрак Оперы", в виде новой версии Красавицы и Чудовища, то я из него выделила бы партию Эрика, Призрака, и слушала только его арии. Эрик своей судьбой и любовью вроде бы напоминает Чудовище из сказки, но у Чудовища не было счастливого противника, а Кристина, возлюбленная Эрика, влюблена в Рауля и любима им.
    Эрик несёт демоническое начало и этим напоминает других литературных демонов. Подобно лермонтовскому Демону он крадёт Тамару, то есть Кристину. Подобно Мефистофелю он заключает сделки, ловя человека на желании владеть красотой мира. (Кстати, тема Мефистофеля и Маргариты звучит в романе — на сцене театра идёт опера Гуно "Фауст".)

    А если без попыток красивых слов, то у меня Эрик вызывал раздражение, злость, негодование, недоумение, короче, весь спектр негатива, и только в конце жалость и удивление.
    Ещё напрашивается сравнение Парижского театра оперы и Парижского Собора, уродливого Призрака в маске и уродливого Горбуна, Ангела музыки, владеющего тайной музыки, и глухого звонаря. Леру тоже не мог не видеть параллели с известнейшим романом Гюго, ставшим чуть ли не символом Франции.
    Но я к Эрику не испытывала и сотой доли симпатии и сочувствия, которую вызывал горбун, Квазимодо.
    Мне кажется, что успех романа Леру не в похожести, а в непохожести, в том, что он смог спрятать в романе тайну самой музыки, оставив её в подвалах Оперы Гарнье. Или создав грандиозную иллюзию такой тайны.


    Ангел вообще не приходит, если сердце у человека нечистое и совесть неспокойна. Ангела никто никогда не видит, но его дано слышать избранным душам. И чаще всего такое случается в те минуты, когда они меньше всего этого ожидают, пребывают в печали и унынии. Тогда вдруг ухо улавливает небесную музыку, некий божественный голос, и это остается в памяти на всю жизнь. Люди, которых посетил Ангел, словно воспламеняются. Их охватывает трепет, неведомый остальным смертным.

    Парижская Гранд-Опера или Опера Гарнье
    103
    870