Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Великий раскол

Даниил Мордовцев

  • Аватар пользователя
    Аноним20 марта 2025 г.

    «Не судите, да не судимы будете» - повторяла я себе, когда на страницах книги зашкаливали гордыня, религиозный фанатизм и невежество. Это наша история, которую нужно знать, потому что она прорастает и в сегодняшний день.
    Книга Мордовцева рассказывает об одной из самых темных и тяжелых страниц этой истории. О великом расколе православной церкви, произошедшем в XVII веке нашей эры в царствие Алексея Михайловича, отца Петра I. Расколе, приведшем к гибели сотен тысяч ни в чем не повинных людей, обманутых своими пастырями, которые массово сжигались в церквах и срубах в надежде на загробную лучшую жизнь.

    К этому времени общественно политическая ситуация в стране давно уже требовала церковной реформы. Слишком большие богатства скопили монастыри, слишком много власти было дано церковникам, многие из которых почти забыли о своем долге духовного окормления паствы и принялись собирать мирские богатства, стремясь к неограниченной светским государством власти. Подобные реформы на западе были уже позади, вспомним Реформацию в Европе и реформы Генриха VIII в Англии. Европа после этого стала активно развиваться, Россия же топталась на месте. Русский народ независимо от общественного статуса боялся и презирал «еретиков», а к ним относились все, кто исповедовал отличные от православия христианские догмы. И это мешало пользоваться опытом Европы в различных областях от зарождающейся промышленности до образования и здравоохранения. Хотя цари и выписывали себе учителей и врачей из Европы.

    Началось всё с попытки исправить внешнюю, обрядовую часть церковного богослужения, церковные книги, за столетия утратившие аутентичность с греческими первоисточниками из-за многократных переписок, слабой грамотности монахов-переписчиков, ветхости изначальных текстов. Огромную работу над этим проделал тогдашний патриарх Никон. Фигура для сана патриарха крайне противоречивая, сочетающая искреннюю веру с властными замашками «великого государя» и сибаритством, невместным для духовного лица. Но у него были сильные противники. Вначале привлеченный к работе над текстами протопоп Аввакум, впоследствии отказался признавать сделанные поправки и возглавил тот самый раскол. Как мне показалось, для того чтобы принять эти изменения, у него недоставало знаний. Он не знал ни латинского, ни греческого языков, зато фанатизма и харизмы для привлечения сторонников у него было с избытком. Раскольники не признавали ничего, что шло от еретической Европы и ратовали за сохранение старины и двуперстное крестное знамение.

    «Вся жизнь этого необыкновенного человека была ссылка, земляная тюрьма или сруб, кандалы и истязания, и везде при этом проповедь, проповедь, дерзкая, неустанная проповедь», - пишет об Аввакуме автор.
    А «страдания за идею нравственно заразительны". А если еще и власть в своей ограниченности не найдет ничего лучше, чем репрессивно давить неугодную ей идею или людей, эту идею исповедующих, то на месте десятка павших, встанет сотня и так далее. Зубы дракона из греческого мифа все помнят?

    Это не первая и не последняя волна фанатизма в истории человечества. Флагелланты, крестовые походы за Гроб Господень, охота на ведьм, революционный угар Октябрьской революции, продолжать можно долго. И всегда невежество - отличная для этого питательная среда.

    Автор умело сочетает почти буквальные тексты из жития Аввакума и Никона, пересказ исторических свидетельств о подвижничестве женщин-раскольниц Морозовой и Урусовой, их ближних помощниц. Как нравственно скудна должна быть жизнь русской женщины в то время, чтобы породить такие чудовищные формы религиозного фанатизма. Затронет писатель и жизнь царской семьи, где подрастают царевна Софья и царевич Петр, а также отношения России с Украиной, где давно уже, не сомневаясь, крестятся троеперстно и понять не могут эти русские заморочки.

    Книг об этом периоде истории очень мало. Нужно иметь смелость писать на такие сложные темы, чтобы не оскорбить чувства ни одной из сторон. А в середине XIX века, когда жил и творил автор, сделать это было еще трудней. Хорошее знание истории, богатый, образный язык и сострадательное отношение писателя к трагедии своего народа делают этот роман интересным и сегодня.

    53
    302