Рецензия на книгу
Сто лет одиночества. Рассказы и повесть
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним19 марта 2025 г.Роман колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества» по праву можно считать одним из самых неоднозначных, захватывающих и, безусловно, талантливых произведений XX века. Самое в нём удивительное, как мне кажется, это то, что спустя некоторое время, после его прочтения, если у любого человека спросить: «О чем книга?», то сюжетную линию пересказать никто не сможет, но точно сможет вспомнить тот флёр, что сопровождает на протяжении всего прочтения – одиночество! Это та основополагающая романа, которую автор донёс просто гениально. Бесконечное одиночество, липкое, буквально прилипающее к каждому из героев произведения.
Сюжет пересказать просто не представляетсявозможным, из-за невероятной загруженности действий, читать через абзац точно не получится, есть риск пропустить чью-то смерть или чье-то рождение. Впервые сталкиваюсь с такой динамикой. Если совсем упростить, чтобы просто «зацепить» канву романа: город Макондо, его основатели – главные герои романа – семья Буэндиа, жизнь которых и легла в основу произведения. Описывается довольно большой временной отрезок из жизни семьи, однако, из-за повторяющихся имен, даваемых свои детям, складывается ощущение, что читаешь не про разные его поколения. Таким интересным приемом, видится мне, автор доносит до нас важность семейных уз, неизбежности наследственных приоритетов и установок. Основа-основ – семья, её устои, то, где рождаются дети, что видят, что слышат, всё повторяется вновь, порочный круг, если хотите. Тема инцеста присутствует в сюжете на протяжении всей истории семьи Буэндиа. Даже этот порог, вернее отсутствие определенных ограничений в установках морали, передавалось из поколения в поколение.
Расскажу об одном сюжетном моменте, который очень плотно засел в голове и «заставил» еще какое-то время после прочтения размышлять о нём. Долгожитель романа – Урсула, которая, кстати, умерла по сюжету в возрасте что-то около 120 лет. Так вот, когда Урсула уже была, мягко сказать, дамой в летах, этак за 90, она потеряла полностью зрение, но не желала рассказывать о произошедшем ни единому члену огромного семейства. Её остальные чувства восприятия мира (осязание, слух и тд) обострились до такой степени, что еще много лет никто и не догадывался, что она слепа. Урсула безошибочно находила то, что кто-то из семьи утерял, спокойно передвигалась по дому, ничто не выдавала в ней ограниченность в зрении, вернее его полное отсутствие. Урсула сделала интереснейший вывод: каждый член семьи ходит по одним и тем же путям, повторяет одни и те же действия и произносит одни и те же слова. И это меня повергло в ступор, граничащий с восторгом от точно подмеченной особенности человеческой натуры, которая была присуща еще почти век назад. Мы настолько примитивны и цикличны, что даже грустно. А еще вывод, который я сделала, прочитав этот нюанс – отсутствие любви, взаимопонимания и поддержки в семействе Буэндиа. Бедная старая женщина не стала рассказывать о своей слепоте не просто так, она точно знала, что ничего, кроме безразличия и, насмешек она и не получила бы взамен на свою откровенность. И, вот именно в этом главное – отсутствие любови! Без неё даже сильные мира сего, даже умнейшие из умнейших и влиятельнейшие из влиятельных – не будут счастливы.
Человек – по сути и природе своего прихода и ухода из мира, одинок, но отсутствие любви и теплоты родных людей в его жизни, делает это одиночество невозможным, катастрофичным, даже фатальным.
Не думаю, что буду перечитывать, но рекомендую хотя бы раз, но погрузиться в мир одиноких людей, окруженных множеством други людей.
640