Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Sunken Land Begins to Rise Again

М. Джон Харрисон

  • Аватар пользователя
    Аноним18 марта 2025 г.

    Мы все утонем

    Заговор – удел людей, готовым к нему; ищущих и видящих неочевидные знаки, подверженных иллюзии частности, вскрывающих намёки к истинному положению мироздания. Детективы-алкоголики, отставные агенты, гики-отшельники. Словом, все те, кто пылает тайной изнутри, и пламя отражается в глазах. Но что если скрытое обнажится перед человеком, которому не нужны конспирологические теории? Перед человеком, что тотально устал от самого себя и потерян в пространстве удручающего быта? Какие заговоры? Нужно для начала хотя бы понять самого себя. Найти смысл в грядущем дне.

    Роман фантаста Джона Харрисона с поэтичным названием «Затонувшая земля поднимается вновь» - история как раз о людях, что с пустыми глазами сидят в барах, посещают родителей в доме престарелых и не помнят, когда в последний раз по-настоящему жили. Звучит, наверное, предельно уныло (так и есть), но Харрисон плетёт из букв и строк красивейшие лингвистические узоры, паутину, в центре которой хочется застрять, вызвать колебания и ждать, что же там приползёт за твоим бренным телом.

    Шоу и Виктория – родные друг другу потерянные души, случайно встречаются, случайно разъезжаются, по отдельности случайно угождают в некое подобие заговора. Вокруг них слишком много воды: в подвале дома умершей мамы Виктории; на фотографиях из детства Шоу. Таинственная книга «Дети воды» постоянно попадается на глаза, чуть ли не материализуясь в руках прохожих. Шоу собственными глазами видит странные фигуры по вечерам у реки; Виктория наблюдает, как её знакомая уходит в пруд и исчезает, хотя глубина там по колено. Тревожно? Да, но отупение к жизни главных героев передаётся читателю, и на всё происходящее будто бы плевать.

    «Затонувшая земля…» - это как «Под Сильвер-Лэйк», где ничего не произошло, как истории Лавкрафта, но без профессоров из массачусетского университета, как сценарий Ричарда Келли, но его неинтересно разгадывать. Всё таинственное здесь на два шага впереди от преследователя. Вот-вот ты нагонишь разгадку, но та, мелькнув тенью в подворотне, растворятся в пространстве. Я люблю нечто суггестивное, долго и нудно развивающееся, но мне необходимо, чтобы это было если не интересно, то хотя бы волнующе. Здесь, увы, нет ничего из этого.

    Это очень, действительно очень красивый, осязаемый текст. Возможно, здесь, как у Кубрика, заложено какое-то откровение. Но скажите честно. Нужно ли человеку в кризисе читать о себе подобных?

    Никакие рыба-люди этого не стоят, отвечу я вам.



    5
    234