Рецензия на книгу
Заброшенные города СССР
Арсений Котов
Аноним18 марта 2025 г.Смысл жизни Мурзика и Шарика
Сегодня хочется замахнуться на небывалое и с помощью книги Арсения Котова поговорить о символах, мечтах и смысле нашей жизни.
Думаю, нужно начать свой спич с похода в музей Эрмитаж.
Вы не были в Эрмитаже?
Перед вами, читатель, фотография Георгиевского зала.
Да, да, тот самый Большой тронный зал. Но, по сравнению с Советской эпохой, в данном зале не хватает одного очень значительного экспоната.
У меня в руках уникальная и слегка потрепанная книга Ю. Г. Шапиро - По Эрмитажу без экскурсовода
Важно отметить, что книга вышла в 1965 году, ибо фото которое я далее продемонстрирую из этой книги, уже отсутствует в последующих переизданиях.
Итак, откроем данный раритет на 178 странице, где дается краткий экскурс в историю создания и перестройки Георгиевского зала. К рассказу прилагается фото.
Так, так, что-то я не понял, богатый царский трон загорожен каким-то стендом.
Да это не "какой-то там стенд", а карта СССР под названием "Индустрия социализма". Причем карта создана из множества самоцветов и драгоценных камней.
"На месте, где некогда находился императорский трон, установлена ныне карта СССР из русских самоцветов - разнообразных пород цветного камня, найденных в недрах нашей Родины. Созданная в 1937 году коллективом Петергофской гранильной фабрики с помощью уральских мастеров эта карта знакомила с экономикой Советского государства, с размещением его крупнейших промышленных центров."
На международных выставках в Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) мозаичная карта "Индустрия социализма" получила высокую оценку зрителей. Во Франции она была удостоена Большого приза, как замечательное произведение камнерезного искусства.Только Советский человек мог со спокойной душой отметить на карте своей Родины рубинами и изумрудами еще вчера созданные промышленные объекты, домны, фабрики и заводы и даже целые города. Не повесить их на шею своей любовнице, а созерцать их в виде карты своей любимой социалистической страны.
В конце 40-х годов "Индустрию социализма" передали в Эрмитаж и поместили в Георгиевском зале. Я считаю такой жест символичным.
Для понимания опять откроем книгу Шапиро, где на первых страницах увидим такие строки:
"Во всем мире славятся богатства Эрмитажа - крупнейшего музея нашей страны. Советские люди и гости из-за рубежа приходят сюда, чтобы увидеть чудесные творения Леонардо да Винчи и Тициана, Рембрандта и Рубенса, познакомиться с памятниками Древнего Египта, Греции, Рима, с культурой и искусством многих народов земного шара. И каждый посетитель находит среди 60 000 картин, скульптур, разнообразных памятников, представленных на выставках Эрмитажа вещи, увлекательные, яркие и интересные именно для него."Эрмитаж - главный музей нашей страны.
Это один из крупнейших музеев мира.
В данном музее среди картин Тициана и Леонардо да Винчи на самом видно месте помещена карта с достижениями Советского человека. Словно по волшебству аграрная страна за десятилетие превратилась в мощное промышленное государство. А "волшебством" был труд и созидание обычного Советского человека. И это "волшебство" отмечено на карте самоцветами. Все логично и все символично.
В 1982 году Георгиевский зал закрывают на ремонт, а карту убирают. Только вот в 1987 году, во вновь открывшийся после реконструкции Георгиевский зал "Индустрию социализма" не вернули, а поместили в Геологическом музее (ныне Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н.Чернышева).
И в этом жесте я вижу еще один символ, уже новой эпохи.
Отказ от того, чтобы туристы всего мира воочию лицезрели достижения Советского человека.
Отказ от рекламы человека - созидателя и отказ от самого созидания.
Отказ от будущего преображения и новой индустриализации, но уже с пятым или шестым технологическим укладом.
Впереди операция "распил СССР", зачем нам какая-то карта из самоцветов, когда скоро тысячи заводов сдадут в металлолом?
Геологический музей - это музей древностей. Музей окаменелостей, музей мертвых драгоценных камней. "Индустрия цивилизация" стала экспонатом среди останков вымерших мамонтов.
Разве не символично?
Драгоценности должны носиться людьми, а не отмечать на картах достижения человека. Да и человек советский как таковой практически вымер. Он мамонт. Кто сейчас скажет, что смысл жизни в созидании и построении царства справедливости без эксплуатации человека человеком?
Улыбнулись?
Смеетесь?
Какой СССР?
Какой советский человек?
Какое созидание?
Какая индустриализация?
Зачем ты опять тащишь нас назад в прошлое?
Хорошо, но я, в ответ на улыбку и смех, спрошу читателя.
У тебя есть домашнее животное?
Собака Шарик?
Или кот Мурзик?
Тогда скажи, чем ты отличаешься от этих животных.
Твой Мурзик любит вкусно поесть.
И ты любишь.
Он любит поспать.
И ты не прочь вздремнуть лишний час.
Он хочет прогуляться в хорошую погоду, и ты быть может в свой выходной прошвырнешься до торгового центра.
Объясни, смеющийся надо мной читатель, чем ты отличаешься от Шарика и Мурзика?
Ах, да, у тебя есть руки и ты мыслишь. Я забыл, точно, ведь теперь ты можешь придумать и что-нибудь по-вкуснее приготовить, а затем съесть. Ну да, этим ты действительно отличаешься от своих домашних питомцев.
Вот и получается, что по сравнению с тобой, умный читатель, любящий и заботящийся о своем комфорте и вечно плачущем об отсутствии такого в СССР, есть небольшое преимущество. Ты думаешь только жратве, комфорте и развлечениях, а я говорю и мечтаю о государстве созидания и самих создателях. О государстве, где бы человек не думал каждый день о еде, кредите и ипотеке, а занимался бы полезным для страны и любим для себя делом. Я мечтаю о государстве равных, вне зависимости от происхождения, цвета кожи и национальности человека. В построении государства, где полностью отсутствуют разговоры о деньгах и есть смысл моей жизни. В построении государства, где деньги абсолютно не влияют на положение человека в обществе. В государстве, где не ленятся, а трудятся на благо себя и окружающих и не ждут в понедельник приближения пятницы..
В этом и был смысл жизни десятков миллионов советских созидателей сталинской эпохи.
У них был проект.
Мечта града на холме, где нет эксплуатации человека человеком.
А что у вас?
Улыбка, похожая на оскал Шарика или ухмылки чеширского кота из сказки об Алисе?
И когда я раз за разом рассматриваю фотографии разрушенных и запущенных объектов Советской индустриализации в книге Арсения Котова, я плачу не по дешевой колбасе, копеечной кварплате и другим социальным достижениям наших предков (что тоже очень важно), нет, мои слезы текут вот по этой разрушенной мечте о царстве справедливости и полном отсутствие смысла жизни вне построения и созидания советского будущего.62475