Рецензия на книгу
Эхо Миштар. Север и Юг
Софья Ролдугина
Аноним18 марта 2025 г.С большим удовольствием прочитала эту книгу, которая наполнена тем самым, что я в книгах и ищу. Назвать это можно по-разному, и Софья Ролдугина придумала слово «морт» для обозначения той невидимой силы, которая лежит в основе всего, и может быть источником как чудес, так и больших опасностей — почему бы и нет? Вот только в книге морт подвластна лишь некоторым избранным людям, называемым кимортами, и которые рождаются дай Бог несколько человек на большую местность, а я верю, что в недалёком будущем все эти невидимые силы будут доступны большинству людей, а овладение ими — зависеть в большей степени от приложенных трудов, нежели от генетики, но это уже история другая, не про книгу.
Больше всего мне понравился в романе мир — большой, красочный, живой и дышащий, непохожий на аналоги из других знакомых мне фэнтези-книг. И хотя в нём использованы знакомые элементы — что-то от типичного фэнтезийного условного средневековья на севере, и колоритные пейзажи «1000 и 1 ночи» на юге, всё это сложилось в уникальный и очень красивый узор, обладающий и яркими цветами, и причудливыми линиями, и даже ароматами.
Разными тропами по этому вдохновляющему на исследования и путешествия миру идут двое главных героев: потерявший память и свою прежнюю личность могущественный киморт Алаойш (и вроде бы эта потеря законна и естественна, как утверждается всеми вокруг, но что-то заставляет в этом сомневаться. Когда-то ведь и плоскость земли была истиной для всех!), и его ученица Фогарта, задавшаяся целью отыскать учителя и память ему вернуть (в чём ей способствуют заметки некоего предшественника, пытавшегося провернуть нечто подобное много лет назад, и, хотя и не преуспевшего, однако упоминающего о таинственном «эхе Миштар», будто бы дающем надежду на положительный исход).
В этом, в общем-то, и состоит весь сюжет первого тома: герои путешествуют, обзаводятся новыми спутниками, спасают невиновных, карают преступников, вмешиваются в политические дрязги разных властителей и движутся к разгадке какого-то преступного замысла, который явно опутал своими сетями половину мира. Но читать про это интересно: второстепенные герои получаются у Софьи яркими, запоминающимися — и властолюбивая мать-михрани, убедившая всю страну в своей величайшей мудрости, и её сын-рагди, не простивший ей того, что она распорядилась его личной жизнью по своему усмотрению, и дерзкий, вспыхивающий с первого слова наместник Мирра, и жрица Унна, которая заботится о благе людей, однако и в личном счастье не думает себе отказывать. О том, кто такой Сэрим, я, конечно, с первого намёка догадалась, и не сказать, что меня это очень порадовало, потому что я не очень люблю ощущать себя умнее героев, которые в упор не задумывались об очевидном, но ладно, возможно, такова и была задумка автора, полагающего, что уж хотя бы читатели-то сразу всё раскусят.
А вот что мне не очень понравилось — так это романтические линии. Причём не сами герои, которые вполне симпатичны, и даже не пары, против которых я ничего не имею (бойкая и шумная Тайра, не стесняющаяся прямо высказывать свои желания, вполне хороша), сколько… некоторая искусственность, что ли. Особенно она заметна в случае Фогарты, прекрасный принц которой ну прямо таки сошёл со страниц глянцевого журнала: весь из себя такой опасный, загадочный, опытный, обольстительный и т. д. и т. п. При этом пришлось как-то раз попасть в уязвимое положение и ему, что само по себе я только приветствую, но в данном случае это выглядело уж слишком романтическим приёмом, чтобы заволновалось девичье сердце, причём не героини, а читательницы. В общем, я бы, конечно, предпочла сближение душ безо всяких «красивостей», а зачастую и вопреки им, да и вообще, дружбу, а не бабочек в животе, но что поделать, это мой личный маловыполнимый запрос на глубокую психологию и духовность в фэнтези, которые пока что встречаются в этом жанре довольно редко.
Для своего же поджанра «Север и Юг» вполне хорош, и это всё-таки, в первую очередь, приключенческий роман, а не любовный, поэтому если кто-то, как я, не любит романтику, её в первом томе мало (по большей части, лишь в последней главе), и эти сцены вполне можно пережить. К тому же, некоторая присущая им сладость уравновесилась красивым и задумчивым эпилогом, в котором повеяло ветрами вечности и лёгкой грусти. Так и наша жизнь: невозможно вынести ни слишком сладкое, ни чересчур горькое, но когда и мир вокруг, и наши впечатления многогранны и разнообразны, не ограничены чем-то одним и позволяют глядеть на мир с самых разных сторон, под самыми разными углами, тогда мы можем дышать полной грудью и жить полноценной жизнью.
Рекомендую книгу всем, кому хочется, чтобы перед глазами вспыхнули яркие, необычные картины, и нравятся путешествия по богатому на интересные уголки и симпатичные, затейливые диковинки миру — ну а я пойду приключаться с героями дальше во втором томе. Подозреваю, что всех поголовно ждёт хэппи-энд, но, в конце концов, разве мне не хотелось бы такого вот поголовного хэппи-энда для себя и всех своих друзей и близких? Если ради этого необходимо научиться любить рахат-лукум, то что ж, запасусь коробочками)))
4171