Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бесконечная книга

Михаэль Энде

  • Аватар пользователя
    Аноним16 марта 2025 г.

    Герои истории, конца которой нет!..


    «Бесконечная история», или «История, конца которой нет» - это фэнтезийная и сказочная книга о волшебном мире, в котором у фантазии нет границ, и фантазия эта простирается куда дальше, прямо за пределы этой книги, живя в воображении ее читателей.

    Михаэль Энде придумал многогранный, очень яркий и невероятно красочный мир страны «Фантазия», наполненный огромным количеством разнообразных воображаемых существ и воплотил здесь свои необыкновенные идеи. С самого начала книги автор показывает своим читателям, как самым простым способом можно фантазировать, и из этого придумывать целые истории. Во время повествования складывается ощущение, что абсолютно все сказочные и фэнтезийные персонажи, которых когда-либо придумали люди, а так же их окружающая местность и обстановка, объединены в одной вымышленной вселенной. Продолжая эту мысль, страна «Фантазия» и есть центр воплощения всего воображения людей в одну основную сказочную реальность, и благодаря всем человеческим фантазиям существует этот вымышленный мир. И потому как фантазии людей могут быть безграничны, так и страна «Фантазия» не имеет границ. Что напрашивается в созвучность с самим названием книги: «Бесконечная Фантазия», или «Фантазия, конца которой нет». Этот выдуманный мир живет своей жизнью, и автор своего творения дает ему каноничность, – правила, по которым он существует, рассказывая о том, как все в нем устроено. Ну и конечно же, все это наполняет интересная история с очень увлекательным сюжетом.

    Один из главных героев книги, Бастиан Бальтазар Букс. Мальчик, возраста примерно 10 лет. Он толстый, неуклюжий и неуверенный в себе ребенок. Его одноклассники смеются и издеваются над ним, но самое печальное это то, что у него умерла мама. Отец стал отстраненным от мальчика после смерти жены, все меньше уделяя ему своего внимания. В отсутствии материнской любви и заботы, Бастиан очень любит проводить свое время за чтением книг, с головой погружаясь в мир различных историй и приключений. Как и любой ребенок, он склонен мечтать и фантазировать, и порой сам придумывает целые миры и истории. И вот одним дождливым днем, он крадет в книжной лавке необычную книгу, даже не подозревая о том, что она и в самом деле изменит его реальность. Заперевшись на школьном чердаке, он начинает ее читать, а книга в свою очередь начинает заигрывать с ним, ломая четвертую стену, напрямую обращаясь к Бастиану.


    Ломать четвертую стену, значит напрямую, или завуалированно обращаться к зрителю, слушателю, читателю, в зависимости от вида произведения. Как пример: в спектакле четвертой стеной является воображаемая стена перед зрителями, и главные герои обращаются к ним и взаимодействуют с ними, тем самым разрушая ее.

    Михаэль Энде не раз прибегает к этому приему в своем произведении, это позволяет читателю глубже погрузится в вымышленный мир, лучше ощутить и поверить в его реальность. Иногда таким образом он обращается и к нам, читателям. К примеру название книги, которую читает главный герой, в точности такое же, которую читаем мы, это создает впечатление чтения одной и той же книги. Автор так же ломает границу страны «Фантазии», показывая, что «Фантазия» течет и за пределами этой книги, живет внутри нас , живет за счет нас, держится за счет наших мыслей и желаний, поэтому у нее и нет предела, и она действительно кажется бесконечной.

    Книгу можно разделить на две части. Первая часть книги о конце света. Мир страны «Фантазии» вот вот исчезнет, перед неумолимо надвигающимся «Ничто», неизвестной сущности, которая пожирает все, к чему прикоснется, оставляя после себя лишь пустоту. Вымышленный мир постепенно распадается на части и исчезает, подобно болезни, от которой нет лекарства. Так «Ничто» можно сравнить с пустотой, которая постепенно, по крупицам захватывает каждый уголок человеческой души, однажды поселившись в ней. Но как и человек, в окружающей его безысходности, так и герои сказки нуждаются в лучике надежды, что бы остановить приближающуюся пустоту. И как заведено в подобных произведениях о конце света, должен прийти избранный, мессия. Так избран Атрейо, мальчик из племени «зеленокожих», который должен справится со всеми трудностями, и разгадать сложную загадку, что бы спасти страну «Фантазия» от полного разрушения и исчезновения.

    Несомненно, самая запоминающаяся для меня сцена из первой части книги, это встреча Атрейо с оборотнем Гморком, в ходе которой происходит главный разговор о природе «Фантазии» и сущности «Ничто». В этом эпизоде Гморк имеет много общего с Фенриром.


    Согласно германо-скандинавской мифологии – бог ужаса. «Ужасный Волк» или «Волк Ужаса», убийца богов, младший сын бога хитрости и обмана Локи. Главный противник Одина. Боги боялись Фенрира и обманом сковали его цепью Глейпнир. Что бы Волк позволил надеть на себя эту цепь, Тюр вложил свою руку ему в пасть, в знак отсутствия злых намерений. Когда Фенрир не смог освободится, он откусил руку Тюра. Глубоко под землей Асы приковали «Ужасного волка» к скале, и воткнули меч между его челюстями, что бы он больше ничего не смог откусить. Так он сидел прикованный в ожидании Рагнарёка – конца света, после наступления которого разорвал свои оковы и отправился мстить богам.

    Здесь же Атрейо, в отличии от обмана Тюра, наоборот, хотел помочь освободится оборотню Гморку, который так же, как и Фенрир, закован в магическую цепь.

    Вторая часть книги о путешествии Бастиана по стране «Фантазии» и о ее возрождении. В частности главная тема здесь стоит о власти, которая дана Бастиану. Стоит вопрос о том, как изменится человек, если наделить его возможностью исполнять любое свое желание, и куда приведет его дорога, если он пойдет по пути своих желаний.


    Бастиан долго смотрел на двух змей, одну светлую, а другую темную, вцепившихся друг другу в хвост и образовавших круг. Потом перевернул медальон и, к своему удивлению, нашел на его оборотной стороне надпись из трех коротких слов, начертанных витиеватыми буквами:
    ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ
    Об этом в «Бесконечной Истории» ещё никогда не было речи. Может, Атрейо просто не заметил надписи? Но теперь это было неважно. Важно только одно: слова эти разрешали, нет, не просто разрешали, а требовали, чтобы Бастиан делал всё, что захочет.

    Достаточно объемное произведение, больше четырехсот страниц для детской книги, да и совсем детской ее сложно назвать, так как по своему повествованию, подойдет для любого возраста. Взрослые и дети могут воспринимать эту книгу по разному, каждый найдет в ней свой интерес, актуальные темы для обсуждения и пищу для размышлений. А после прочтения книга действительно заставит задуматься. За такой большой объем, который идет только на пользу книге, происходит масса разнообразных событий с главными героями. Поэтому от того, что она большая, это делает ее только более целостным, глубоким, наполненным и продуманным произведением. Перелистнув последнюю страницу, как будто действительно побывал в другом мире и отвлекся от реальности.

    В целом Rнига о том, что нужно всегда находить веру внутри себя, иначе «Ничто» расползется внутри нас. Не терять лучика надежды. Чем старше люди, тем больше они утрачивают свою способность к фантазии, и тем больше они с головой увядают в своих «взрослых» проблемах и задачах, порой не замечая прекрасного. А дети же в свою очередь более мечтательные, простые и искренние личности, умеют находить прекрасное даже в мелочах. Здесь действительно написано о том, о чем мечтает ребенок в этом возрасте.

    Это больше чем просто сказка, это книга, меняющая реальность.

    4
    387