Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение Чорба

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним16 марта 2025 г.

    К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. В. Набоков

    По сравнению со сборником Владимир Набоков - Соглядатай (сборник) , «Возвращение Чорба» показался мне более цельным идейно, но менее удачным с точки зрения мастерства писателя. Сразу понятно, что это раннее творчество Набокова, и он еще только вырабатывает свой стиль. В такой короткой форме как рассказ бесконечные прилагательные и витиеватые сравнения как будто слишком утяжеляют текст.


    Тень калитки ломаным решетом хлынула к нему с панели, опутала ему ноги.
    Плечом пробив волнистый дождь занавески, Никитин вышел в покатый переулок. Правая сторона была в тени, по левой в жарком сиянии дрожал вдоль панели узкий ручей, девочка, черноволосая, беззубая, в смуглых веснушках, ловила звонким ведром сверкавшую струю; и ручей, и солнце, и фиолетовая тень, - всё текло, скользило вниз, к морю: еще шаг, и там, в глубине, между стен, вырастал его плотный сапфировый блеск.

    Немного попахивает графоманией, если честно.
    Сюжетно рассказы между собой не связаны, но всё равно есть ощущение единства. Все они пронизаны одними и теми же мотивами и ведущими являются мотив встречи, одиночества, изгнанничества, и в каком-то роде путешествия. Набоков использует архетипичные образы и ситуации, ведет повествование как будто абсолютно серьезно, но меня опять не отпускает ощущение, что автор иронизирует. «Возвращение Чорба» это, несомненно, миф об Орфее и Эвридике, «Звонок» - возвращение блудного сына, «Сказка» - «Фауст», и так далее. Однако нагнетание атмосферы, особенно в «Сказке», приводит в итоге к пустоте. Эрвин сорвал сделку с дьяволом, и ты ждешь, что сейчас-то он получит по заслугам, но дьявол просто уехал, а Эрвин пошел спать. Позже в «Пассажире» рассказчик как будто отсылает нас к этой ситуации. Он нагнетает события, читатель уже фантазирует, каков же будет конец истории и… ничего не происходит. Такова жизнь. Порой она сочиняет самые невероятные сюжеты, но гораздо чаще – феерически скучна.
    На примере многих рассказов, кстати, ярко видно, что мотив рока, судьбы, предопределенности по-прежнему занимает Набокова, но одновременно с ним присутствует и мысль о круговороте жизни и смерти. В «Рождестве» трагичная картина всепоглощающего горя после смерти сына сменяется чудом рождения бабочки из, казалось бы, засохшего, мертвого кокона. В некоторых рассказах этого сборника, общее впечатление печали сопряжено с ощущением беспричинного счастья.
    Безусловно, не все рассказы одинаково интересны. «Порт», «Гроза», «Путеводитель по Берлину», «Письмо в Россию», «Бахман» прошли незаметно, не оставив ни хорошего, ни плохого впечатления. Больше всего, пожалуй, зацепили «Возвращение Чорба», «Подлец» и тройка, закрывающих сборник – «Благость», «Картофельный эльф», «Ужас». Не могу знать, так ли задумывал автор, но для меня они образовали связку и как будто перетекали один в другой, хотя, как я уже говорила, не связаны, ни героями, ни сюжетом. Благость любви, пусть и безответной, переходит в плотское желание и сменяется ужасом отсутствия любви и одиночества.

    5
    76