Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пионовый фонарь

Санъютэй Энтё

  • Аватар пользователя
    varvarra15 марта 2025 г.

    Когда долг взывает к отмщению.

    Как подсказывает аннотация, в основу своей повести Санъютэй Энтё положил древнюю легенду о призраке девушки, блуждающей в поисках возлюбленного. Её фонарь похож на цветок пиона, что послужило названием для книги. Но писатель расширил историю, превратив в сказание о долге и чести.
    Начинается повествование сценой убийства: молодой самурай Иидзима Хэйтаро зарубил наглого пьяного негодяя. Продолжение перебрасывает читателей на семнадцать лет вперёд, где мы встречаем Иидзиму Хэйдзаэмона человеком выдающихся достоинств и добродетелей, мастером боевых искусств. По праву наследства он принял родительское имя и родительский дом, женился, родил девочку, нареченную О-Цую. Именно она стала той барышней-красавицей, которая очаровала Синдзабуро, влюбившись в него до смерти, а позже умерла в тоске по избраннику, чтобы бродить привидением с пионовым фонарем. Как хотелось поддержать её вместе с группой "Сплин": "Возьми себя в руки, дочь самурая! Возьми себя в руки".
    Матушка О-Цую рано покинула мир живых. Будь рядом отец, он мог бы помочь дочери, но его наложница Куни, "бесстыжая баба", правдами и неправдами выпроводила девушку из дома, чтобы тайно спутаться с соседским молодым парнем Гэндзиро, таким же наглым и бесчестным. Вот так мы добрались до главных злодеев этого романа.
    Главным героем, на чью долю выпал двойной долг кровной мести, является Коскэ. Это его отец был убит в первой главе - факт, заставивший подросшего парня наняться в услужение к самураю, чтобы научиться владеть мечом.
    Наблюдая за развитием событий, среди которых встретятся злоключения самого разного толка, автор даёт возможность наблюдать обычаи, традиции и законы японской эпохи XVIII века. Уверена, что-то из них сохранилось и в современной Японии. Например, практика усыновления взрослых мужчин, мукоёси, существует в стране до сих пор.
    Больше всего шокировали не сами убийства, когда неугодных крошили мечами на мелкие куски, а отрубленные головы предъявляли как факт свершившейся мести, а законодательная основа, поощряющая убийства и даже толкающая на них. Феодальное судебное законодательство предусматривало наказание для главы семейства, в доме которого совершён проступок против морали (вплоть до указа совершить самоубийство), а неотомщённого самурая полагалось хоронить без всяких почестей, лишая род всех званий и владений. Приводили в замешательство выражения: "Ведь барышня в доме самурая все равно что навоз!" и готовность многих совершить самоубийство.
    Знакомство с древней легендой получилось слегка травмирующим. Сколько бы раз ни читала о естественных для японцев актах смерти, никак не могу привыкнуть к кровавым свидетельствам, которые преподносятся как самое будничное дело...

    76
    609