Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
Аноним15 марта 2025 г.Главная проблема — существование.
Ода одиночеству и смирению с самым тяжким «свойством» человека, вещей и мира как такового — самим фактом существования.
«Тошнота» Сартра — это игра, где в череде дневниковых записок, вырисовывающих в голове пейзажи буржуазного французского городка, автор тревожит оголенный нерв человечества, проблему столь личную и фундаментальную, что становится не по себе. Проблему без решения, потому как она зашита в суть бытия, она — и есть само бытие. Тошнота является неописуемо страшной и естественной гостьей в жизни человека, вынужденного сомневаться, переосмыслять, разочаровываться и сталкиваться лицом к лицу с экзистенцией. Это почти что ужас, описываемый Хайдеггером, как единственный способ ощутить ничто, а через ничто взглянуть как бы со стороны на существование. Это внезапный приступ мерзости к обыкновенным предметам, нагло и уродливо существующим. Это рычаг, открывающий завесу, которая обыкновенно прячет истинную природу вещей. Нет смысла, небытия, прошлого и будущего; нет мыслей, нет цветов и звуков. Есть миг, полностью состоящий из разных существований, в котором столь велик риск ощутить себя лишним, оказаться пустым в попытке перенасытить мгновение очередными лишними бессмысленными существованиями; ощутить себя лишним среди предметов, людей и явлений, на деле абсолютно идентичных друг другу своим экзистирующим ядром. И, быть может, единственное спасение — вырываться из этой пучины возможно благодаря искусству.
Любопытно находить в произведении мысли, которые клубились, невнятные, в собственной голове и наконец нашли свое выражение в словах, написанных почти 90 лет тому назад. Кажется, что некоторые наблюдения, привкус жизни, остранение от предметов, невнятный ужас, искажение пространства и лиц — многие подобные вещи, кажущиеся неописуемыми и локальными, всплыли на страницах романа. Так что для определенной аудитории книга может стать собеседником, с которым предстоит долгий, тяжелый, откровенный диалог.
Стоит обратить отдельное внимание на изменение лексики, метафор, характера описаний в зависимости от состояния героя — тошнота уродует предметы, превращает их в неприглядных чудищ или бессмысленную массу пустых существований; надежда же наделяет людей умильными чертами, пространства — изящным, колоритным обликом. Формат записей от первого лица, очевидно, предоставляет уйму возможностей для наделения исключительной человечностью саму форму повествования: выдуманный герой куда смелее в выражениях, форме записи и эмоциональном накале, чем абстрактный сторонний рассказчик.
«Тошнота» затягивает постепенно. Как для героя мизерные изменения в мироощущении перетекают в риск сойти с ума, так и читателю предстоит от размеренных, структурированных заметок прийти к мыслям, словно бы записанными в приступе отчаяния или в опустошающем смирении. Жуть нагоняет не только сам корень состояния героя (хотя и это, конечно, тоже), но и погружение как будто бы в чей-то личный опыт, в случайно обнаруженный дневник незнакомца. А вместе с тем — наблюдение за переменами в мыслях, за отстранением от своего «я» в пользу одиночества и пустоты внутри героя и самого читателя.
Готовьтесь ощутить экзистенциальный ужас, вспомнить о перманентной скуке по отношению к бытию, удостовериться в бессмысленности каждой вещи и в ее жестокой сути — Сартр готов пройти этот путь с вами, и приоткрыть отрезвляющее нутро Тошноты.
7342