Рецензия на книгу
Острие бритвы
Сомерсет Моэм
Аноним15 марта 2025 г.На мой взгляд, "Острие бритвы" - философский роман, замаскированный под легкомысленную светско-житейскую чепуху. Это роман-схема, и герои тут - немножко схемы, хотя и оживают иногда, обретая мимолетную объемность (Изабелла, мечущая тарелки или Эллиот в щедрости к ближним), чтобы через мгновение снова стать хрупкими бумажными марионетками. Пользуясь случаем, автор от души троллит старую Европу и американскую мечту, но это обложка, а внутри - попытки решить-таки эту загадку мироздания и определить верный путь, по которому, согласно Моэму, вряд ли сможет пройти человек. Но кто знает...
Ключевой герой романа, конечно, Ларри Даррелл. Остальные персонажи нужны для того, чтобы проиллюстрировать пути ошибок и страстей. Последний абзац, на который столь многие ссылаются ("всем сестрам по серьгам" или "за что боролись, на то и напоролись", а теперь довольны и успокоились) насквозь обманчивый. Автор играет с читателем, выводя в романе и себя как "профанного дурачка" - мол, не понимаю я этого Ларри, но хорош, черт, что-то в нем есть! - и приводя заведомо банальные доводы, будто бы сидя на диванчике парижского ресторана целую ночь напролет. То Моэм-эго беседовал с недостижимой ипостасью себя, нашедшей путь к спасению, пройдя по "лезвию бритвы". А остальным, в том числе и ему, грешному, не дали страсти и прочая неосознанность.
Мне было очень интересно читать эзотерическую составляющую романа, хоть она и вышла у Моэма несколько плоской. Важно то, что в ней, на мой взгляд, верно расставлены акценты. Поиск через мудрость - длинный и извилистый путь, и так у Моэма и вышло. Метемпсихоз несколько озадачил меня, но здесь это не было признано окончательно. Принцип дуальности (без зла не бывает добра, а без дня - ночи) тоже не представляется мне сейчас абсолютным, но это вопрос глубокий, дискуссионный и требующий от меня куда более серьезных знаний и опыта.
В Ларри сошлось все, чтобы "проскочить". Он человек небольших страстей, не имеющий кровных родственников и глубокой привязанности к среде, где вырос. В начале жиненного пути его настигает ключевое переживание абсурдности смерти. Оптика его восприятия меняется, и с тех пор его мысли очищаются от суетности, так свойственной его окружению и нам, грешным. По мнению большинства, Ларри тихо спятил и ведет себя неадекватно, но на самом деле он находится на пути к спасению, и никакие Изабеллы и дяди Эллиоты не могут ему помешать. Ларри совершенно нетоксичен и никого не заставляет жить по своим правилам (чего не скажешь о вышеупомянутых персонажах), не причиняет никому добра, за исключением разве что попытки с Софи, но вмешательство Изабеллы перечеркивает это намерение. Ларри осознан, он не сопротивляется происходящему, почти не стареет и не испытывает мучений, оставляемых нам в наследство многообразными проявлениями эго.
Да, он не самый интересный герой, ухватиться в нем не за что. О его несомненном обаянии нам известно лишь со слов автора. Ларри идеален, его не существует. Но он указывает направление, в котором, может быть, не каждый отважится пойти, но посмотреть туда стоит.13531