Рецензия на книгу
Im Westen nichts Neues
Erich Maria Remarque
Аноним14 марта 2025 г.В противоположность Кату Кропп — философ. Он предлагает, чтобы при объявлении войны устраивалось нечто вроде народного празднества, с музыкой и с входными билетами, как во время боя быков. Затем на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран, в трусиках, вооруженные дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди.Очень тяжелая и, к сожалению, очень актуальная книга в нынешнее время. Читаешь, и ловишь себя на мысли, что все то, что творится сейчас уже было. И все про это уже сказано, показана вся бессмысленность и жестокость войны, а также то, что она делает с обычными людьми.
Автор рассказывает о еще вчерашних школьниках, которые записались добровольцами на войну во имя патриотизма, своей родины, Германии. После недолгой бессмысленной муштры они оказываются в «мясорубке» Первой мировой войны. Мы вместе с главным героем Паулем проходим через весь этот кошмар: «учебку», окопы, ожидание смерти и эйфорию наступления, лазареты и отпуск. Война губит жизнь этих молодых людей, которые, по факту, еще и жизни-то не видели. И сколько таких, подобно Паулю и его друзьям? И с той, и с другой стороны? У каждого из них были родители, братья и сестры, любимые. Кто-то любил их, кого-то любили они. Во имя идеалов, громких речей и чужих амбиций они оказываются обмануты, сломлены, а затем и убиты.
- Война сделала нас никчёмными людьми.
Он прав. Мы больше не молодёжь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только ещё начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну.Нужна ли им эта война? Обычным парням, выходцам из простого народа? Нет. Она нужна кому-то друг
- …А всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится. Загляни‑ка в свои школьные учебники.
— Генералам война тоже приносит славу, — говорит Детеринг.
— А как же, о них даже больше трубят, чем о монархах, — подтверждает Кат.
— Наверно, за ними стоят другие люди, которые на войне нажиться хотят, — басит Детеринг.Только расплачиваются за эту кровавую наживу такие как Пауль, Кат, Кропп, Мюллер, Тьяден и сотни, и сотни таких же, как они. У кого-то из них уже была жизнь до войны, к которой они собирались вернуться, когда кончится весь этот ужас. А кто-то как Пауль оказался человеком из «потерянного поколения» без настоящего и без будущего, уничтоженного войной.
Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто‑то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всем мире, это переживает все наше поколение. Что скажут наши отцы, если мы когда-нибудь поднимемся из могил и предстанем перед ними и потребуем отчета? Чего им ждать от нас, если мы доживем до того дня, когда не будет войны? Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни. Все, что мы знаем о жизни, — это смерть. Что же будет потом? И что станется с нами?Читая книги Ремарка, я всегда поражаюсь тому, как он пишет об этих ужасных вещах. Казалось бы, как написать о войне? Но у автора получается описать не только творившийся кошмар, но показать жизнь обычных людей, где-то с юмором, где-то со звенящей тоской, где-то с неугасающей надеждой.
29325