Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним12 мая 2015 г.,,."Жизнь взаймы" - это спокойный, тихий роман, роман-коктейль, где перекликаются философские мысли и бытовые элементы. Роман посвящён красоте каждого мгновения, он о том, как мы не замечаем прелести жизни, увлекается ничего незначащими вещами, растрачиваемся по мелочам. Роман о том, как надо жить, чтобы потом ни о чем не жалеть.
Главный герой - автогонщик Клерфэ приезжает в альпийский санаторий, чтобы навестить своего больного туберкулезом друга. Там он встречает красавицу Лилиан. Она неизлечимо больна и знает, что умрёт. Она натуральная, поэтому ничем не скованная, лёгкая и неуловимая, поэтому, возможно, так привыкает к Клерфэ. После 4 лет не жизни, а существования, она стремится выбраться из кокона своей болезни и увидеть жизнь. Она покупает дорогие платья, путешествует, наблюдает, поднимает в корзине устрицы себе в номер. Деньги для неё ничего не значат, они лишь средство достижения других целей. Лилиан хотела купить платья - она их купила, а деньги - никогда не считала может потому что она знала, что у неё нет будущего, для неё каждый день - последний. В жизни она ценила саму природу, человеческое общение, любовались видами городов, в которых бывала. Хотя в некоторых моментах она не вызывала симпатию, а наоборот. У меня создалось впечатление, что она не любила Клерфэ, а только позволяла любить себя. Для неё любовь- сначала развлечение, потом - темница, оковы, выпивающие её последние минуты. Поэтому она лжет, поэтому хочет сбежать от него. Он для неё - человек, занимающийся бессмыслицей, едущих на своих гонках из Брешии в Брешию, не ценящий свою жизнь, который ведёт себя так, будто у него есть светлое будущее. Эдакое проявление эгоизма. Хотя кто знает, как мы себя будем вести, если окажется на её месте...
Упиваяст своей обреченностью, она не ожидала, что Клерфэ умрёт первым. Для неё это было ударом, она не думала о смертности других людей, и потому испугалась и вернулась в свой санаторий, в "свою Брешию".
Очень симпатизировал персонаж - Борис Волков, он предстал в образе верного друга Лилиан, который всегда её поймёт и всегда будет её ждать, всегда будет рядом.
В романе эпизоды, разделенные временем и местом, сменяют друг друга, как кинокадры, - без словесно оформленных переходов, всего лишь с отступали в текстах, пейзажи ярки и контрастных, нередко рисуются в движении, авторское повествование то и дело сменяется внутренними монологами и лиалогаим героев.
Во время чтения так и хотелось взять в руки ручку и записывать ту или иную фразу или предложение, т.к. они одновременно полно и кратко отображают суть вещей.
После прочтения становится тихо и спокойно на душе. И не хочется размениваться по мелочам и бежать куда-то, и не спорить и не длиться. Какое-то примирение с собой.
Все мы обречены на смерть. Кто-то раньше, кто-то позже, но все покинут этот мир. Но все мы обречены и на жизнь.
Как часто в этой книге Ремарк говорит о том, что люди не ценят жизнь, не понимают её. Он пытается донести до читателя мысль о том, что все это суета и пустое, и только пару дней из всей жизни человека достойны называться "прожитыми". Прочитав книгу, нельзя не задуматься над тем, как ты проводить отпущенные тебе дни.
Ведь, признаётся, сколько не пытаться, пока не произойдёт в жизни чего-то непоправимого, мы никогда не научился жить сегодняшним днём. Так случилось и с главной героиней. Это книга о ценности жизни, что надо радоваться не только материальным благам, но и просто жизни, каждой минуте. Ведь завтра может не быть...
Очень грустная, положительная и философская книга.910