Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Every

Dave Eggers

  • Аватар пользователя
    Аноним13 марта 2025 г.

    Антиутопия, в которой мы живем

    В 2019 году я прочитала роман Дэйва Эггерса “Сфера”. Социальные сети тогда были явлением далеко не новым, однако книга все же воспринималась как антиутопия, поскольку описанный в ней мир был лишь одной из возможных форм их использования, гипертрофированной и зловещей. Прошло пять лет, теперь зависимость от социальных сетей перестала быть свежим научным открытием, а стала известной всем побочкой, и все чаще высказывается мнение, что истинная роскошь - это как раз возможность жить вне их влияния. Правда, это оказывается практически невозможно. И теперь, когда Эггерс написал продолжение - “Вместе” - оно уже не видится антиутопией. Теперь это остроумная, хлесткая и местами очень пугающая сатира на нашу повседневную реальность.

    Технологический гигант “Вместе” - это переродившаяся “Сфера”, прошедшая ребрендинг, а также череду поглощений разнообразных IT-стартапов. В отличие от “Сферы”, “Вместе” больше не занимается одними лишь соцсетями. Ее влияние простирается от морских глубин до космических высот, а ее мобильные приложения разработаны буквально под любую человеческую потребность и на любой случай жизни. Если вы хотите купить новые ботинки, то приложение подскажет вам, какие были произведены с наименьшим углеродным следом и эксплуатацией чужого труда. Если вы хотите совмещать много разных дел, персональный интернет-ассистент возьмет организацию вашего дня на себя и при помощи уведомлений будет направлять каждый ваш шаг. Наконец, если вы ведете себя социально неприемлемо, например, бросаете бумажку мимо урны, то вас кто-нибудь обязательно сфотографирует или запишет видео и выложит его в специальную базу, где ваш “стыж” может оказаться незамеченным, а может подняться в рейтингах и положить конец вашей карьере. Все это, разумеется, ради коллективного блага и безопасности, обеспечить которую может лишь тотальная открытость. “Вместе” знает, что вы любите есть, носить, где вы бываете, с кем дружите, а кого ненавидите, какие сказки читаете детям на ночь и укрыться от этой благонамеренный слежки можно лишь в ограниченном ряде мест, где живут “троги” - троглодиты цифровой эпохи, отказавшиеся от современных технологий. Впрочем, они вскоре тоже окажутся вне закона.

    Казалось бы, люди должны взбунтоваться против этой тотальной слежки, рваться наружу из цифрового концлагеря. Но нет. Люди сами желают контроля, потому что это - новый аналог Справедливости.


    “...сегодня, по-видимому, распространение различных форм слежки и коллективное принуждение к исполнению общественных норм путем мгновенного глобального осуждения напрямую связаны с упадком идеи Бога и неизбежным крахом многих верований. Господь обещал наказание после смерти. Теперь оно настигает в считаные минуты. Карма была чем-то смутным и далеким — осуждение в Сети конкретно и быстро. И я бы сказала, что надежность внедрения морали через наблюдение нравится людям больше, чем эфемерные обещания богов/Бога прошлого”.

    А еще люди смертельно устали от бремени выбора.


    "Людям нужно три варианта, а не шестьдесят, — сказал Габриэль. — А во многих категориях выбор вообще не нужен. Например, мы выяснили, что из 1000 опрошенных только 77 хотели бы сами выбрать себе матрас. Остальным просто нужен удобный, относительно недорогой и от надежного производителя. Стресс возникает, когда вы начинаете думать, что принесете новый матрас домой и поймете, что он не слишком хорош, или слишком дорог, или при его производстве использовался детский труд".

    Человек на самом деле не любит принимать решения, ему живется гораздо легче и проще, если их кто-то принимает за него, но с учетом всех его мельчайших потребностей. Единственное, почему он раньше не доверял никому выбирать за него, это лишь потому, что никто не мог обеспечить такой скрупулезный учет. Но появился искусственный интеллект, который справляется с этой задачей играючи. И вот, человек безропотно и даже с радостью передает ему штурвал управления своей жизнью. Ведь все приложения, разработанные “Вместе”, по сути, направлены лишь на одно - освободить людей от стресса выбора, дав им уверенность в том, что их жизнь складывается в лучшем варианте из всех возможных. И пусть это так похоже на рабство, никого не пугает эта абсурдная мысль. Раб бесправен, а свободный человек всегда может свою умную колонку отключить. По крайней мере, разработчики так обещали, ну честно.


    "Цифровые компании радикальным способом выводят новый биологический вид. За несколько десятилетий они превратили гордое и непокорное животное — человека — в бесправную точку на экране".

    Некоторые аспекты современного бытия и вовсе не фантазия, а практически в деталях отображенная реальность. Например, настоящий парадокс, при котором детей одновременно пытаются оградить от воздействия соцсетей и в то же время именно на их базе распространяются учебные материалы и создаются электронные дневники.


    "При всем том школа продолжала пугать соцсетями и черной дырой экранного времени. На уроках пользоваться телефонами запрещалось, зато разрешались учебные ноутбуки, которые школьники с легкостью приспосабливали для просмотра порно и видео с милыми зверушками. Учителя, с одной стороны, жаловались на ухудшение концентрации внимания учеников и навязчивый цифровой контроль со стороны родителей, а с другой — требовали, чтобы у детей был постоянный доступ в интернет; жалобы, всевозможные записки родителей и справки от врача тоже принимались теперь исключительно в электронном виде. Во вторник школа устраивала родительское собрание по поводу цифровой зависимости подростков, а уже в среду домашнюю работу по математике приходилось делать онлайн. На собрании учителя призывали проводить выходные без компьютеров и телефонов, после чего давали на выходные задания, которые не выполнить без интернета".

    Ну и помимо глобального вопроса о социальных сетях и цифровом контроле, книга Эггерса является великолепной и поистине беспощадной сатирой на корпоративную культуру современных IT-гигантов с ее культом “экологичности отношений” , а также гиперфокусом на безопасности и “дружелюбной атмосфере”, которые граничат с помешательством и абсурдом.


    “Взрослым разрешается!” — гласила табличка на входе, а ниже, мелким шрифтом и в скобках: “В сопровождении детей”. Надпись явно подчеркивала важность Игры (всегда с большой буквы) в творческой жизни взрослых. Игра с большой буквы была последней в череде модных теорий менеджмента, она сменила теории многозадачности; однозадачности; настойчивости; обучения на ошибках; дневного сна; кардиоработы; важности “да”; важности “нет”; преобладания коллективной мудрости над собственными инстинктами; преобладания инстинктов над коллективной мудростью; менеджмента викингов; рабочего потока комиссара Гордона; Х-команд; В-команд; главенства простоты; стремления к сложности; поиска неприятной правды; творчества как радикального индивидуализма; творчества через групповое мышление; творчества через отказ от группового мышления; организационной осознанности; организационной слепоты; микроработы; макроотдыха; командного духа, основанного на страхе; террора, основанного на любви; работы стоя; работы на ходу; обучения во сне и, буквально недавно, пользы лаймов”.

    Но это все обеспечено на территории компании, а за ее пределами царит суровый и беспощадный реальный мир, где чувствам экологичных и проработанных няшек постоянно угрожает ее величество Жизнь


    “В основном они возмущались рейнджером Мэттом, который рассказывал им вещи, которые они не были готовы слышать, и Дилейни, которая подвергла их испытанию общением с рейнджером Мэттом, а также песком, и солнцем, и ветром, и огромными дикими существами, к чему они также не были готовы”.

    Это, если что, невинная туристическая поездка к побережью для наблюдения за морскими львами...

    Повторюсь, Эггерс создает блестящий портрет современного общества и главенствующих в нем трендов. Тревожит лишь одно. Роман должен был стать антиутопией, а получился летописью времени.

    15
    185