Рецензия на книгу
The Heroine's Journey
Морин Мёрдок
Аноним12 марта 2025 г.Если есть путь героя, то почему бы не быть пути героини. Морин Мёрдок первая не только об этом задумалась, но и предложила свой вариант.
Кэмпбелл в своем «Тысячеликом герое» идет от мифа и эпоса, вылавливая общие, повторяющиеся черты и укладывая их в схему: герой пускается в путь, встречает помощников и противников, бьется с драконом, добывает сокровище и/или невесту, возвращается домой.
Морин Мёрдок считает, что мы пойдем своим путем, и он не будет копией мужского. Хотя бы потому, что женщина не копия мужчины, и у нее есть свои проблемы, страхи и желания. И драконы у нее другие.
Примечательно, что Кэмпбелл, который считается учителем Морин Мёрдок, услышав о ее затее, заявил, что женщине не нужен особый путь, что она и есть то место, в которое мечтает попасть каждый герой. Ну что тут скажешь? Что женщина тоже человек и не хочет быть пунктом назначения и чьей-то наградой, а собирается прожить свою жизнь и пройти свою дорогу? Тут только руками разводить.
Концепция Мёрдок в том, что женщина изначально попадает в мужской мир, живущий по мужским законам, поскольку другого попросту нет, и чтобы чего-то добиться, она должна отказаться от своей феминности и начать играть по мужским правилам.
Это очень жесткий мир, забирающий много сил, но когда женщина добивается успеха, ее подстерегают усталость и депрессия. Казалось бы, она состоялась в профессии, сделала карьеру, стала женой и матерью, но вместо удовлетворения зачастую возникают пустота и ощущение бессмысленности этой гонки. По Мёрдок, наступает пробуждение в духовной пустыне. И чтобы из этой пустыни выйти, нужно воссоединиться со своей женственностью.
Мне показалось, что описанная картина накладывается на кризис среднего возраста, характерный для всех, а не только для женщин. А схема Мёрдок построена не на литературной основе, как у Кэмпбелла, а скорее на ее профессиональном опыте психолога, на историях ее пациенток. Такой путь характерен именно для современной женщины, но его нельзя назвать универсальным.
И хотя книгу рекомендуют как пособие для писателей и сценаристов, не вижу перспектив в том, чтобы штамповать литературную и кинопродукцию по предлагаемой схеме. Здесь можно только довести всё до абсурда, как с аркой героя. Но ознакомиться не вредно, основные болевые точки обозначены точно. Сколько еще хороших девочек любого возраста всё лезут вон из кожи, чтобы понравиться условному папе и что-то ему доказать.
43942