Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним11 марта 2025 г.Джон Фаулз «Башня из черного дерева»
Фаулз – это всегда красиво. Меня очень завораживает его слог и манера письма, то, как ты по ходу прочтения погружаешься в созданные автором декорации, проникаешься судьбами персонажей.
Начиная читать «Башню из черного дерева» я немного опасалась, сохранится ли эта плавность и атмосферность в малой прозе, ведь данная книга – сборник 5 повестей. Если кратко – то это самый настоящий концентрат стиля Фаулза. Но хочу немного остановится на каждой.
"В сущности, он ребенок. Ему нужны игрушки. Привязанность, например. Чтобы можно было взять ее и вдребезги разбить."
Первая повесть вынесена в название сборника. Художник и критик едет к знаменитому художнику-отшельнику Генри Бресли для написания его биографии, и попадает в закрытое поместье, где с эксцентричным художником живут две юные художницы. Генри ласково зовет их Мышь и Уродка, а в поместье царят очень своеобразные обычаи, нравы и традиции. И если вы подумали, что сюжет чем-то похож на Волхва – то да. «Черная башня» - это «Волхв» без мистики. Даже сам Фаулз делает отсылку – Уродка читает именно этот роман за ужином. Повесть полна размышлений об искусстве, а ГГ предстоит выбрать между чарами поместья Котминэ и реальностью.
"Никогда не полагайся на любовь могущественного человека."
«Эпидюк» - это переведенное Фаулзом произведение 12 века Марии Французской. Рассказывает о рыцаре Эпидюке, которого оклеветали перед королем, и он был вынужден отправиться в дальние страны. Дома его остается ждать красавица-жена, которой, конечно же, Эпидюк клянется хранить верность. Сюжет очень типичный, но как же красиво написано. То, как Фаулз описывает сцены влечения, зарождающейся любви и страсти, на мой взгляд, великолепно. Возможно, я не сильно искушена в подобного рода текстах, но пока никто лучше с этой задачей не справлялся.
"Если книги не научили меня превозносить и искать правду в письменном слове, значит, свою жизнь я прожил напрасно."
«Бедный Коко». Писатель останавливается в загородном доме друзей, чтоб закончить свой многолетний труд, когда на дом нападает грабитель. Писатель напуган, грабитель растерян, но у них завязывается диалог о ценностях, долге и конфликте поколений. Странный поступок грабителя перед уходом ставит перед писателем вопрос – как продолжать дальше, а главное – зачем?
"Богословы рассуждают о Deus absconditus — Боге, который пропал. Без объяснений почему. Потому-то мы никогда о нем не забываем."
«Энигма» - это великолепно! Повесть начинается как хороший детектив о внезапном исчезновении финансиста и члена Палаты общин. Нам описывают расследование, допросы, внутренние взаимоотношения, и кажется, что близок финал. Но повесть не о крутых детективах. Она о выборе – быть успешным членом общества или быть собой?
«Голоса — враги мысли, нет, не мысли — мышления».
И самая странная, финальная повесть – «Туча». Она о том, как пятеро взрослых и дети отправились на пикник. Между ними какие-то свои споры, у каждого – груз прошлого, свои мечты и планы. Фаулз как-будто хотел написать роман, но понравился ему только это отрывок. Мы не знаем, что было до, мы не знаем, что будет после. Мы просто оказываемся с компанией случайных людей в живописном месте.
Все повести связаны между собой положением, в котором оказываются главные герои или окружение – они должны выбрать, кем стать, решиться преодолеть себя. Однозначно рекомендую к прочтению! А если вы еще не знакомы с творчеством Фаулза, то начните. Не обязательно с этого сборника, но автор точно заслуживает внимания.3789