Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Град обреченный

Аркадий и Борис Стругацкие

  • Аватар пользователя
    jnozzz11 марта 2025 г.

    И тебя .. разрушим!.. Или Деконструкция Всего и Вся

    Страшно и сюрреалистично. Но это первая книга Стругацких, которая мне по-настоящему понравилась. Тёмное и глухое, но нереально реальное пророчество, которое и начинается-то уже с грязи. Стругацкие, чертовы мессии, таки предсказали и наколдовали, или увидели в истории, или интуитивно почувствовали, ту зияющую пропасть, в которую мы все ускоренно падаем. Это не только развал СССР или упадок глобального влияния США, это не только мир непрерывных войн, начало веры в неестественное, поиск ответов за гранью, это глобальная деконструкция, декомпозиция, девальвация, короче, - развал всего, или, если более глобально, Цивилизации.

    Как водится, бOльшая часть повествования, - это иррациональный психоделический угар, в данном случае – еще и с налетом кафкианства. Но, при этом, Град вышел чрезвычайно многослойным, где личное и общественное, реальное и потустороннее, вера и атеизм переплетены, где победители и проигравшие вместе строят светлое будущее, а скрытых смыслов можно найти дюжину при каждой прочтении. Подозреваю, каждый раз они будут разными и, во многом, как лакмусовая бумажка, - у каждого свои.

    Каждый новый виток Эксперимента (или Злоключения), или, если хотите, Испытания, или, уж извольте, Матрицы, раскрывает новые уровни смысла (или, вернее, уровни бессмыслицы), пробивает новое "дно" и задает сопутствующие ему вопросы. А мир, традиционно, становится всё более мрачным и неопределённым. Рушится буквально все. Иллюзия Себя, иллюзии Власти, иллюзии Контроля, иллюзии Человечности. Выходит мрачнейшая деконструкция в духе Деррида, только вот деконструировано в ней буквально, абсолютно, тотально и практически все.

    Причем во все это сугубо приключенческое и по-кафкиански нереальное, потустороннее и за гранью, Стругацкие, как всегда, умудряются ввинтить очень тяжелые исторические параллели (в частности - блокаду Ленинграда). И читатель, вслед за авторами и главными героями, уже слившийся в едином полу-реальном вихре-полусне этой недоступной для проживания реальности, на минуту переносится в реальность настоящую, существовавшую и страшную, с невыдуманными и незаданными вопросами, из которой хочется сбежать - и проснуться заново – в другом, лучшем мире. Впрочем, Стругацкие в одной из сцен так таки и намекают, что все герои Эксперимента умерли, а сам Эксперимент - это Ад, куда они попали за свои прегрешения.

    В начале эпопеи мы встречаем Андрея, советского астронома, добровольцем ушедшего в Эксперимент (или, возможно, умершим от голода в блокадном Ленинграде?), цель, смысл и идею которого никому не объяснили. Посему Андрей пытается жить и работать в соответствии с принципами, принесенными из голодного разрушенного обнищавшего, но победившего и полного надежд послевоенного СССР. а именно

    • строительством коммунизма в сферический вакууме отдельно взятого Эксперимента. Он силен, целеустремлен и неумолим. Он верен Системе. Он - лучшее, что у нее есть, ее основа. Он честен, упрям, и верен цели (даже если он о ней только догадывается). [Другое дело, что кореец, кажется, познает дзен, еврей находится в вечном поиске, а недобитый фашист пытается восстановить третий Рейх]

      Но чем дальше он (или, вернее, Эксперимент) идёт, тем больше понимает, что мир, в который он попал, и сама система, в которую он верил, иллюзорна, или, точнее, дистопична. Да и деспотична, кажется, тоже. И, более того, она разваливаются. Нет никакого Плана, нет никакого Управления или Контроля, Наставник – он лишь иллюзия Власти и Мудрости. Да и эксперимент в какой-то момент пошел не по плану. Так что, на первом смысловом уровне или слое, "Град Обреченных" - это эпопея личного разочарования и утраченных идеалов, а также попытки сохранить веру в справедливость и порядок, когда всё вокруг рушится. Причем рушится неизбежно.

      Но не только это. Следующий слой, или уровень смысла и деконструкции – цивилизационный. Город, в котором герой пытается найти ответы, — это метафора для всего того, что происходило с любой цивилизацией: молодость, идеалы, вера в светлое будущее, первопроходцы, завоевания, победы, и .. . Все. А потом старение, развал, упадок и конец. И незримый или зримый вопрос, зачем все это было нужно. И насколько все это в конфликте с (животной) природой человека.

      Но и это все – скорее, только вершина айсберга. Много страниц текста – про поиски главного героя, его борьбу с самим собой, трансформации и договоры с совестью. Его вывернутое наизнанку бессознательное, если угодно. На этом уровне "Град обречённый" - это какая-то личная психотерапия, немного, чего уж там, подсмотренная в "Солярисе". "Человек, прежде, чем покорять другие миры, познай себя!", - слышится и тут. А то там ой-ой-ой сколько всего невкусного и непривлекательного. И такому себе твой маленький "ты" возможно, постыдился бы смотреть в глаза. А ты вот он, живешь и хочешь жить..

      Поэтому для меня это во многом роман о взрослении и преодолении. В поисках смысла, в попытках оправдания себя и своих усилий, а еще больше - в неизбежном лобовом столкновении с Градом разрушаемым, Андрей обнаруживает менее симпатичную частью себя, которую он игнорировал или пытался скрыть. Возможно, даже, не то, чтобы игнорировал или пытался скрыть, просто реальность была построена так, чтобы давать место лучшему Андрею. И люди вокруг старались быть лучшей версией себя. И верили, что реальность пластична и в их власти.

      Но, как водится при деконструкции, иллюзия контроля и свободы воли рушится. Насколько наше реальное «Я» выдержат натиск нереальной иррациональности внешнего и сольется? Не выдержит - на его место бодро впрыгнет наше животное «Я» - куда менее идеальное, эгоистическое, с единственным желанием – выжить, и с единственной потребностью – делать все для себя и только для себя.

      Финишная прямая. Все ушли. Андрей остается один на один со своим антиподом. Со своим черным зеркалом. Со своей Тенью. Со своей идеальной личностью , еще не утратившей иллюзии. Кто устоит в этом поединке? Что выберет главный герой и, что самое главное, что на его месте выбрали бы вы. В правильных советских книгах люди делают правильные выборы. В неправильном, честном и запутанном "Граде", где все сложно и неоднозначно, как в жизни, и даже сложнее, главный герой пойдет третьим путем. Андрей разобьет реальное или воображаемое зеркало, и, наконец-то, станет самим собой. Что, на мой взгляд, является самой красивой аллюзией всей книги.

      В конце концов, Стругацкие говорят нам: возможно, ответов не существует. Как минимум нет одного верного ответа для всех. Даже, более того, одного верного вопроса для всех, и того тоже не существует. Но сам процесс поиска, сам путь через разочарование, принятие и личную пустоту (читай - взросление), может дать нам кое-что. И в этом, возможно, но только возможно, есть некое освобождение. Один закрытый гештальт за раз. Один переход в Матрице.

      Или, может быть, так - когда города и эпохи рушатся, а с людей слетает легкий тысячелетний налет цивилизации, вы - не тот супер-герой, который может это остановить. Единственное, что вы по-настоящему можете остановить, - это распад себя.

      Или, может быть, совсем иначе, по Франклу. Смысл - это не тот вопрос, на который могут ответить другие. Это вопрос, обращенный к тебе. И лишь тебе решать, в какую реальностью верить, когда ты видел то, чего видеть не должен, переживал то, что лучше было бы не переживать, и делал выборы, которых предпочел бы не делать. Когда смерть шла с тобой в ногу слишком долго. И как жить свою (развалившуюся) жизнь в эпоху тотальной переделки.

      Ясно одно. Так сильно ни одна книга не расплющивала меня уже давно, не скручивала, не ударяла обухом и не сталкивала со своей Тенью. Хороша ложка к обеду, а Стругацкие пришли ко мне точно вовремя. "Град", обреченный или нет, еще долго будет держать меня в своих лабиринтах.

      Must read

    30
    1K