Рецензия на книгу
Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана
Олег Дорман
Аноним10 марта 2025 г."...со свойственным мне легкомыслием и дурацкой надеждой, что все еще успеется."
Мемуары как раз того вида, как я люблю - когда говорящий о себе не представляет именно себя рыцарем на белом коне, а всех остальных - ну где-то там внизу. Сказать, что книга очень информативна, не могу. То, чего я ожидала, то есть рассказов о работе переводчика, мало, всего лишь незначительные эпизоды. Более менее развёрнуто рассказано про то, как переводились книги Астрид Линдгрен и про странную, обрывочную встречу с Энде. Но о литературе как таковой, в различные времена - сталинские, оттепель, перестройку - довольно много. Абсолютно точно придётся вернуться в творчеству Виктора Некрасова, и после такого портрета, который тут нарисован, наверняка буду и книги воспринимать по-другому.
Что касается атмосферности разных этапов жизни Лунгиной, меняющихся вместе с жизнью страны, у меня одна оценка - всё очень честно. И, видимо, реалистично. Но стоит заметить, что все события и их последствия, как они описаны, не могли касаться и именно точно также отражаться на жизни людей, далёких от этой литературно-театрально-музыкальной тусовки. К примеру, о 60-ых я очень много слышала от мамы. Только моя мама была гораздо моложе и обыкновеннее, чем Лунгина, и её восприятие этого времени было совершенно другим. Кроме одного момента, где они сошлись на сто процентов))):
Я думаю, первые вещи Солженицына удивительно художественны. Я даже думаю, на высоту своих первых вещей он больше никогда не поднялся. Это настоящие книги.В книге очень много фотографий. И, разглядывая их, я вдруг открыла для себя, насколько более одухотворёнными выглядят люди на старых фото... Только вот думается мне, это не связано с тем, что мы сейчас поголовно бездуховные. Просто фотография превратилась в нечто абсолютно моментальное, которое через секунду и забылось - вот они, чудеса технологий. А раньше человек готовился к походу в фотоателье...
Больше всего мне в книге понравился общий настрой немолодой женщины - лёгкий, неунывающий, но при этом мудрый. Вот, например, как она вспоминает своё первое время во французской школе, когда на знала языка и вовсе не стремилась учиться, и какой из этого делает вывод:
В общем, я хочу сказать, что полезно иногда хвалить детей. Вот это «я давно знала, что она умная девочка», оказалось стимулом, я увидела, что это очень легко – хорошо учиться. Нужно чуть-чуть включиться в то, что происходит, и все. После этого никаких проблем больше с учением не было, я как-то разом догнала.Не скажу, что я в диком восторге от мамы режиссёра Павла Лунгина, но почитать было любопытно. Всегда интересны люди, которые чувствуют вот так:
У меня ощущение от прожитой жизни, что там сантиметрика, миллиметрика пустого не было. Все было наполнено – чувствами, мыслями, делами какими-то. Содержанием каким-то. Хотя я знаю, очень часто люди думают, что жизнь во многом пуста.87580