Рецензия на книгу
Мара и Морок
Лия Арден
Аноним10 марта 2025 г.Главная героиня этого романа заслуживает Гран-при за свою неадекватность
Наконец-то и я добралась до любимой многими «Мары и Морока». Но чуда, увы, не случилась: книга мне не понравилась.
Стиль текста очень простой и с большим количеством косяков, но на удивление не так уж и плох, хотя и не хорош. Скажу честно: думала, будет хуже - скорее всего, на этом моё лояльное отношение к стилю и держится (но диалоги всё равно кошмарные).
Описания как внешности персонажей, так и местности неинтересные. При описании героя схема примерно одна: цвет волос, цвет глаз, во что одет, цвет одежды, маска (если есть) и её цвет. Сравнения банальные - в духе «глаза синие как море».
Повторений автор не чурается, поэтому читать о деталях по типу «Агата одета в красное и она служит Моране, а Даниил одет в чёрное, у него карие глаза и светлые волосы», предстоит неоднократно.
Очень странно выглядят указания на примерный возраст персонажей. Повествование идёт от лица Агаты и, описывая человека, на которого смотрит, она говорит «ему около девятнадцати лет». Позже она описывает другого и говорит нам «ему примерно двадцать два года». Для меня визуальная разница между девятнадцатью и двадцатью двумя годами неочевидна - я бы про обоих сказала «ему около двадцати». Каким образом Агата на глаз определяет такие точные цифры?
Композиция романа мне тоже не понравилась. Есть ощущение, что читателю изначально выдают слишком много информации. Как пример, вот идёт первая глава - и в ней Агата рассказывает, что она Мара и поклоняется богине смерти Моране. Но это, говорит нам Агата, только звучит жутко - и объясняет, почему они «хорошие», не забыв мимоходом упомянуть, что погубило Мар. О Мороках тоже рассказывается в самом начале.
Это всё можно было куда гармоничнее распределить по тексту, создать интригу, а не выкладывать все карты на стол. Мне в итоге стало скучно уже в самом начале. Единственный вопрос, который оставляет текст: зачем Агату воскресили? И даже это ненадолго - автор с ответом, мягко говоря, не затягивает. Для всего остального загадок нет вообще.
Преподнесение информации о мире через диалоги неловкое: собственно, о Мороках читатель узнаёт из диалога двух Мар, и от этого прямо-таки веет неестественностью. Во время обычной прогулки, когда ничто не предвещало, одна Мара спрашивает другую: «Слушай, а кто такой Морок?» - и получает ответ на свой вопрос. Но ещё хуже выглядит продолжение разговора, который призван устроить лекцию-экскурс в мир для читателя:
- Агата? - задумчиво тянет Анна, подходя к кромке озера, пинает небольшой сугроб, поднимая ворох снега. - Кто такой Морок?
Я задумчиво оборачиваюсь на сестру, размышляя, от кого она могла услышать это имя. Мне о Мороках рассказали лишь на второй год обучения.
- Они - слуги Тени, - коротко отвечаю я.
- А что такое Тень?
- Тень - это место, куда попадают самые гнилые души после смерти, а также это - тьма, которая этим местом управляет. - Проверяю ягоды на прочность; они хорошо промёрзли, а значит, не сильно испачкают карманы. Корзинки-то у меня с собой нет.
- Как Тень появилась?
Рву клюкву, заталкиваю в карманы накидки и какое-то время молчу, размышляя над ответом.
Это воспринимается как перенесённые в текст шпаргалки автора для построения мира.
Другой пример:
- Вижу, вы ему доверяете, принц Даниил. Кто он? Ваш родственник или близкий друг?
- Друг, - с улыбкой кивает Даниил, запуская руку в светлые волосы и убирая их назад. - Мы познакомились с ним три года назад, когда отец отправил меня в очередную военную академию. Аарон - наследник достаточно богатой дворянской семьи на юге страны, но его родители погибли. Он оставил следить за поместьем и угодьями своего дядю, а сам, по его словам, решил попытать счастье в столице. Я бы никогда не доверил тебя ему, Агата, если бы не был уверен, что он сможет тебя защитить. Аарон был лучшим на потоке в нашей академии, и уже два года он мой личный охранник.
А вы тоже рассказываете краткую биографию друзей, когда вас спрашивают «это твой друг?».
У Даниила действительно есть причины сказать пару слов об Аароне, а не просто безмолвно приставить его к Агате, но как же неловко и неуместно это выглядит. Зачем Агате такие подробности из жизни Аарона?
Переделаем:
- Вижу, вы ему доверяете, принц Даниил. Кто он? Ваш родственник или близкий друг?
- Мой личный охранник, - с улыбкой кивает Даниил, запуская руку в волосы и убирая их назад.
Остальное Агата, внезапно, могла бы узнать у Аарона, начав с ним сближаться. Или из сплетен во дворце. Даниил вот вообще не должен Агате личную информацию своего друга предоставлять.
К слову, интрига относительно того, кто такой Аарон не задалась. Это настолько очевидно, что даже смешно. И я сейчас не о непрошенной биографии из цитаты выше.
Атмосфера. Категорически не согласна с тем, что это славянщина. Славянским духом здесь даже близко не пахнет. И даже более того, я убеждена, что начитав определённый объём переведённого на русский язык ромфанта вы увидите опеределённое сходство атмосферы в истории Лии Арден с произведениями иностранных авторов. Во всяком случае, я его вижу.
Мир продуман очень слабо. По итогу совершенно непонятно что из себя представляет место действия. Агату откопали, оживили, потом неделю ехали до королевского дворца - а описания местности на уровне «раньше все дома были одноэтажные и деревянные, а теперь двух-/трехэтажные и каменные». В общем, впечатляющие изменения произошли за двести лет, что Агата в могиле провела.
Имена героев разобраться с геолокацией тоже не помогают: есть еврейские имена Даниил и Аарон, персидское Дарий, русские греческого происхождения Агата, Анна и Ирина, имя латинского происхождения Северин и прочее в том же духе. В общем, с именами каша. Лично я легко спускаю такое на тормозах, когда понимаю, что представляет из себя место действия - но здесь это скорее мешает вообразить себе окружение.
Вся магия существует чисто для антуража. Читателям дадут пару деталей, и хватит с нас. Деятельность Мар нарисована размашистыми мазками: вроде и понятно, чем Мары занимаются, понятно, что у них есть храм в лесу, а в храме есть послушницы, но это настолько на периферии истории, что представлять, как это всё выглядит, каждый читатель может в диаметрально противоположных образах. Даже простое появление послушниц во флэшбэках Агаты меня очень удивило, потому что не было по тексту причин считать, что героини живут не изолированным сообществом, состоящим исключительно из Мар. Сначала нам показали, как обыватели с трепетом и любопытством смотрят на Мар, потом как Агата и Анна погуляли у озера, дальше ссора с применением между Агатой и Анной - а в следующей сцене обнаруживаются внезапные послушницы, которые и роли-то никакой не играют и больше в тексте не появляются. Вся жизнь Агаты и её сестёр в храме - пустой лист или, в лучшем случае, картонная декорация с детского утренника.
География мира обрубленная.
Мы - Мары, не принадлежим ни одной из стран и не подчиняемся королям. Лес, где расположен наш храм, считается только нашей территорией и находится прямо на границе двух государств: Аракена и Серата. На западе страны омывает океан, а на востоке - путь в глубь континента перекрывает высокая горная гряда. Никто туда не ходит за ненадобностью, и никто никогда оттуда не приходит. Возможно, там конец континента и больше ничего нет, а может, там просто никто не живёт.Уверена, не только я вижу, как автор облегчила себе задачу: там море - мы туда не ходим, там горы - мы туда не ходим, посередине лес.
Идём дальше.
- (…) Что может быть более интригующим, чем красивые девушки, как сама богиня, и несущие милосердную смерть?
- Заморские принцессы?
Вероятно, заморские принцессы существуют. Не зря же их упомянули. Также есть минимум один портовый город (на целую страну, где по тексту вся западная граница - береговая линия, а на деле и того больше, ведь это полуостров). И всё равно есть ощущение, что Аракен и Серат в вакууме существуют. Ни торговли с заморскими странами, ни политических контактов, ни мигрантов - ничего нет.
Ну и чисто из капитаночевидностных соображений: далеко не у всех стран четыре границы. Формула «одна сторона света = одна граница» - это вообще что-то очень писательски-ленивое. Канада граничит с тремя странами и омывается тремя океанами, Польша граничит с семью странами, а с севера омывается Балтийским морем, Германия - с девятью странами, плюс выход к двум морям, Китай - с четырнадцатью странами, омывается тремя морями и одним заливом, Россия граничит с восемнадцатью странами, имеет выход к трём океанам и омывается двенадцатью морями. Наши выдуманные Аракен и Серат, обе, граничат с одной страной и окружены какой-то безымянной водой. Ограничение территории в «Маре и Мороке» выглядит так, словно на карте по линейке два квадрата нарисовали. Чувствую, за мои претензии мне кинут в лицо Республику Корея, которая граничит только с КНДР, но она хотя бы омывается двумя морями: Жёлтым и Японским, а в мире придуманном Лией Арден, повторюсь, моря и океаны названий вообще не имеют. Да и сосед Республики Корея граничит уже с тремя странами, так что формат «один на один» не работает.
Интересен ещё один географический вопрос: Агату убили в королевском дворце в Серате, но похоронили далеко на юге в Аракене. Нечисть обитает в лесу, разделяющем две страны (для Аракена это северная граница), но едва воскресшей Агате из близлежащего леса подгоняют для боя группу упырей. Так на юге Аракена нет же леса с бабайками, откуда упыри? Или у них нечисть способна в любых трёх соснах завестись?
Персонажи. Во-первых, их очень мало. Мир пустой. Если начать перечислять, то может сложиться впечатление, что персонажей предостаточно, но дело в том, что присутствие большинства из них ограничивается парой строчек. Есть Мара Агата, есть Морок Аарон (о ужас, какой спойлер, это же была интрига века, которая считывается при первом же появлении Аарона), есть принц Даниил и его бесполезная сестра Елена, которая ничего не делает - просто присутствует, пару раз появляются отец и старший брат Даниила и Елены, ещё пару раз - другие Мары во флэшбэках, имеется два упоминания (именно упоминания, а не сцены) служаки Дария. То есть более-менее на основных героев походят всего лишь четверо персонажей, остальные герои второстепенные с одной-двумя максимально короткими сценами на всю книгу, нет даже смысла запоминать их имена - эти герои появляются и тут же исчезают, ни на что не повлияв. На самом деле, и Даниил с Еленой по большей части теряются на фоне, словно они нужны просто для того, чтобы не оставлять Агату и Аарона единственными жителями этого мира.
Во-вторых, у меня персонажи «Мары и Морока» с порога вызвали ощущение «я где-то это уже видела». Стандартные ничем не разбавленные типажи. Ярких характеров у героев нет, «объёма» тоже. По поведению они очень похожи на попаданцев - в них не чувствуется менталитета отличного от современного нам.
Раскрытие персонажей плохо прописано: герои получились чересчур откровенные. Будучи едва знакомыми, они делятся друг с другом очень личными историями о своей жизни.
Главная героиня, Агата.
- Что ж, Мара, надеюсь, ты покажешь нам свою силу.
Принц говорит мягко, а улыбка касается не только губ, но и тёплых светло-карих глаз. Обращается ко мне будто с просьбой, только она таковой не является. На вид ему около девятнадцати лет. Тот же возраст, в котором я умерла, но он - принц, а я - его пленник и ходячий мертвец. Он кивнул капитану, и тот протянул молодому человеку меч.
- Просите меня нарубить вам дров для костра? - Я равнодушно смотрю на оружие, которое принц теперь протягивает мне.
Агата, что называется, «дерзкая, как пуля резкая». Но мы, читатели, «проглотившие» уже ни один десяток подростковых романов, ведь и так знали, что начать общение с принцем с хамства или подтруниваний - святая обязанность крутой young adult-героини, верно? А иначе как юные читательницы поймут, что это героиня не такая, как другие? Ведь только она одна (и пара сотен главных героинь-клонов из других произведений) позволяет себе дерзить королевскому отпрыску.
Поймите правильно: я не то чтобы хочу видеть заискивающую и/или унижающуюся перед принцами/королями главную героиню - мне хочется простого человеческого соблюдения субординации, а не расплодившихся в разных современных произведениях диалогов, в которых обычный конюх или прачка может сказать «Здарова, король. Как дела?», и король сочтёт это приемлемым.
Но пойдём дальше. Агате принц Даниил очень не нравится, он, откровенно говоря, её бесит, но это не мешает ей отмечать его привлекательность:
Мне хочется воткнуть его же кинжал ему в карий глаз, чтобы стереть очаровательную улыбку, но вместо этого протягиваю оружие, возвращая его хозяину.Честно говоря, когда кто-то бесит меня, я не думаю о том, как он хорош, какого цвета у него глаза и какая очаровательная улыбка - вероятно, поэтому понять и оценить такое построение текста не могу.
Агата, к слову, очень зоркая, ну прямо «а нюх как у собаки, а глаз как у орла»: она с расстояния в несколько метров играючи определяет цвет глаз замеченных людей. Я понимаю, что иной раз не нужно подходить впритык к человеку, чтобы понять светлые у него глаза или тёмные, но Агата дальше этого идёт - она очень точно определяет цвета и оттенки радужки.
Я едва сдерживаюсь, чтобы не поддать ему под зад, но мой пыл сразу остужается от одного только вида Морока чуть в стороне.Чувствуете в этой женщине воительницу, воспитанную в рамках религиозной женской общины? Если да, то завидую. Язычницу в ней я тоже не вижу. Даже рядовую, не то, что жрицу или что-то вроде того. Я вижу нашу с вами современницу, проводящую много времени в казарме с мужиками - она и крепкое словцо может сказать, и наподдать.
- Нет! Вы сама красивая, его высочество принц Даниил обязательно оценит.
- Его высочество может засунуть свою оценку себе... - Я осекаюсь, замечая недоумение на лицах собеседниц, и быстро натягиваю вежливую улыбку. - Конечно, ему понравится.
Уже понятно, что он любитель коллекционировать красивые побрякушки. А меня, похоже, он считает частью коллекции.
Мне очень непонятна такая агрессия Агаты по отношению к Даниилу. «Он заковал её в цепи и держит в плену!» - скажут мне фанаты. «Цепи были чисто декоративные и носила их Агата 3,5 минуты, а «плен» - это подарки и покои во дворце», - отвечу я.
Агата из-за своего отношения к принцу с самого начала романа выглядит неадекватной. Даниил такой «вот Вам подарок, прекрасная госпожа», а Агата на это «засунь свой подарок себе в ж***, больной ублюдок! Я тебе не коллекционная кукла!» И как бы - чего? Женщина, успокойся. Тебя просто переодели из дорожной одежды в платье, чтобы представить королю.
И это, конечно, не единственный ненормальный порыв Агаты: другой персонаж не может запомнить второе название шалфея, но Агата, упорно продолжает называть эту траву не-шалфеем и мечтает швырнуть её персонажу с плохой памятью в лицо. Нормально? Я считаю, что нет. Для Агаты нет никакой сложности в том, чтобы называть шалфей шалфеем, но нужно же показать, что она типа умная, а вот этот герой дурачок и заслужил этим брошенную в лицо траву.
По Агате прям видно, что она в лесу жила, серьёзно. Она просто дикая, но понтов при этом у неё выше крыши: наша мадам отчего-то уверена, что знает и соблюдает придворный этикет (это выражается в том, что она один раз сделала реверанс).
Аарон/Морок/Александр. Аарон впервые появляется в тексте по приезду Агаты в королевский дворец, когда из фокуса зрения читателя резко выпадает Морок, потому что во дворец ему нельзя - а дальше на серьёзных щах идут ситуации-пародии на шутки про Брюса Уэйна и Бэтмена, которых никогда не видели вместе. Все персонажи при этом ходят с глубокомысленными лицами и совершенно искренне не догадываются, кто такой этот ваш Морок. В принципе, это всё, что нужно знать.
Принц Даниил. Я выделяю его только как пример необаятельного героя, которого автор хочет видеть обаятельным. Неоднократно говорится о том, какой он очаровательный, весёлый, притягательный. Ну просто золото, а не мужик. Но повторения, что герой очарователен - именно это слово неоднократно использует Лия Арден - недостаточно, чтобы он таким стал.
Действительно очарователен Печорин из «Героя нашего времени» или Арамис из «Трёх мушкетёров» (если не в первых книгах, то в последних точно). Эти персонажи задумывались обаятельными, они не случайно такими получились - другие герои описывают их как привлекательных и харизматичных. Притягательность Печорина и Арамиса в том, что они «живые», что они не только очаровывали, но и очаровывались. О чём речь, если в «Герое нашего времени» целая драма с Бэлой случилась именно на фоне того, что главный герой увлёкся юной кавказской девушкой, но быстро остыл к ней. Или вспомнить как всё того же Печорина чуть не утопила контрабандистка, чтобы убрать случайного свидетеля: это оказалось возможным потому, что он был очарован девушкой и не ждал от неё подвоха.
С Даниилом ничего подобного произойти не может. Даниил - он просто есть, как декорация. И, вроде, он очарован Марами - а, вроде, ничего о них толком и не знает и к Агате относится как к обычной девице, а не кумиру. У нашего принца и у самого за душой ничего - и чужие души его «не цепляют». Ходит рядом с Агатой и улыбается - вот и всё его обаяние.
Бессмысленность «вот это поворотов» и визуальные образы.
Лия Арден - визуал, и этим всё сказано. Визуальный образ для неё во главе. Нужен эффект, вплоть до эпатажа. Но из-за этого некоторые моменты становятся бессмысленными.
Пример: начало первой главы, мы видим Агату в кандалах - руки скованы, на шее «ошейник». Спутники Агаты едут на конях, она сама идёт по размытой дороге и боится упасть. Агата истощена, щёки впали, руки обтянуты посеревшей кожей, она едва переставляет ноги, цепь, за которую Агату ведут, могут потянуть на себя - и тогда она точно упадёт. Одета наша героиня в красный плащ с накинутым на голову капюшоном, скрывающим её от посторонних глаз.
Все представили картинку? Красиво же? По-своему красиво.
Всё ещё первая глава: с Агаты сняли цепи, дали ей меч и сказали «вон тому втащи». Агата дерётся, побеждает, кандалы на неё больше не надевают, а продолжает путь она на одном коне с Мороком…
И нет, этот бой ничего не изменил и ничего не доказал. Это была просто своего рода демонстрация того, на что Агата способна. Смотрины такие своеобразные. Зачем была нужна сцена с Марой, которую буквально на цепи за конями ведут? В цепях нет смысла - это сказано прямым текстом во второй главе, поэтому их сняли. Резонный вопрос: но надевали-то тогда зачем? Ладно бы Агата сбежать пыталась или напала на кого - и после этого её заковали. Но ничего подобного не было. Что ещё можно придумать? Ну, страх перед Марами. Агату боятся, поэтому заковывают. Логично? Логично. Но и страх нужно прописывать - а Агату никто из присутствующих в этой сцене не боится.
Ну, ладно, допустим, последнее - полуправда (я не согласна, но допустим): Агата считает, что Даниил не хочет давать ей нож, потому что опасается, что останется безоружным и не сможет защититься, если она нападёт. Это, если что, происходит после того, как Даниил уже дал ей меч. Так сказать, логика не его конёк - его конёк Горбунок. Если Агата права, конечно: мало ли что ей привиделось. Но это единственный признак страха (или справедливого опасения в отношении нерасположенной к тебе женщины, умеющей обращаться с оружием и держащей в руках меч).
Можно было просто поговорить с Агатой после её оживления, объснить ситуацию, выставить условия, что-то пообещать за помощь, и прийти к тому же - к этому показному бою и дальнейшей поездке. Но это было бы не так эффектно. В общем, эпатаж ради эпатажа, бессмысленный и беспощадный.
Кроме того: Агата настолько опасна, что ей дают меч. Настолько истощена, что побеждает в бою несколько врагов. Настолько принижена и сведена до роли рабыни, что её аккуратно усаживают на коня, чтобы ехать дальше. Потом её будут заселять в отдельные комнаты гостиниц/постоялых дворов и задаривать подарками. По приезду во дворец Агате отведут личные покои, а не запрут в темнице. Никаких изменений в отношениях между персонажами не произошло - они по-прежнему никто друг для друга, но положение Агаты уже изменилось кардинально.
Агата таким переменам не удивляется, принимает это всё как должное и в то же время продолжает бубнить, что она пленница, и на любезности принца глаза закатывает. Если натянуть сову на глобус, то можно предположить, что высокомерие в большей или меньшей степени свойственно всем Марам - вроде как особенным девушкам, своего рода избранным. Но вот беда: это никак не прописано. Это именно моё собственное натягивание совы на глобус, также известное как рационализация поведения главной героини. На деле всё это выглядит так, словно Агата попросту сидит на всём готовом, по поводу и без хамит принцу Даниилу и возмущается, что её угнетают. Вот такая прекрасная главная геро
- Так это его высочество приказал завернуть меня в это откровенное платье с голыми плечами? - возмущаюсь я, поворачиваясь к девушкам, а те смущённо опускают взгляды.
Ну вот просто опять эти ужасные маньячные принцы заставляют наших девочек (главных героинь-клонов из разных произведений) страдать! Они заставляют их жить в покоях во дворце и носить шикарные платья - ну что за изверги, как так можно-то.
Ну ладно, Агата не бузит из-за закрытых, как у старушек, платьев - от шеи до пяток. В таких ей нормально.
- Даниил с отцом на собрании Сената, но он попросил привести тебя в кабинет на встречу с королём, - говорит парень, когда затягивает последний узел.
(…)
Хорошо, что он не предлагает переодеться в какое-нибудь платье, а то я специально пошла бы в своей грязной рубашке.
Или нет. Предвзятое отношение к платьям явно имеет место быть.
На самом деле, я не понимаю этот момент. Аарон говорит «Даниил с отцом на собрании Сената» и тут же, не выжидая ни минуты, ведёт Агату в кабинет короля, где её уже ждут Его Величество с сыном… Так они же должны быть на собрании Сената, как они в кабинете оказались?
И, к слову, о славянщине: Сенат в славянском сеттинге? Самое раннее - Российская империя, но никак не Русь. Впрочем, само наличие короля уже должно было намекнуть, что сеттинг псевдоевропейский, а не славянский.
Юмор в книге вымученный - я не знаю, для кого это смешно. Ну вот, например, читателю предлагают посмеяться, когда Морок, якобы дяденька суровый и страшный, предлагает для коня Агаты имена Ягодка и Снежинка, а его собственного скакуна, как выясняется в этой сцене, зовут Сахарок. Это, очевидно, очень смешно - Агата ухахатывается, чуть с коня не падает (утрирую, но смеётся она и правда сильно).
Сюжет. Дырявый как решето. Первая четверть книги, на самом деле, сюжета не имеет - она уходит тупо на дорогу от места упокоения (читай: воскрешения) Агаты до королевского дворца, напополам с флэшбэками. Таким образом вместо знакомства с главной героиней и её спутниками, читатели узнают прошлое Агаты и её сестры Анны.
Прибыв во дворец, Агата узнаёт ради чего её оживили. И если ради этого наши великие геостратеги вернули Мару из мёртвых, то мне интересно, как они вообще жили без неё. По сути, её подняли из могилы из-за своих обидок. Ну, якобы чтобы закончить затянувшуюся войну и вылечить находящегося на смертном одре старшего брата Даниила - наследника трона. Младший сын по закону жанра в наследники отбор не прошёл: папа больше старше
- Теперь нет никакого мира, Мара! И не будет! Я пытался, - разочарованно вскидывает руки Дмитрий. - У меня была договорённость с Алексеем Ласнецовым о браке между Еленой и его сыном. Но Алексей, к несчастью, умер, а этот мальчишка - Северин - ЖЕНИЛСЯ, НАПЛЕВАВ НА НАШ УГОВОР! (…) И я всё равно предложил ему перемирие, если он избавится от своей невесты и возьмёт Елену! Я дал ему второй шанс, а он его ОТВЕРГ!
Caps Lock помог кому-нибудь острее почувствовать драму? Это не я, это от автора. Потому что, понимаете, Северин ОТВЕРГ предложение короля. Драма же. Я прям стесняюсь спросить, но помимо брака о чём-нибудь договаривались? Потому что вот эти все политические браки, которые знает наша история - это не просто «забирай мою дочь и все конфликты между нашими странами сами собой решатся».
Причина столь затяжной войны ничуть не менее нелепая, но о ней я расскажу позже, чтобы был ясен контекст.
В общем, как бы там ни было, Агата принимается за дело и перво-наперво делает чисто лекарские назначения принцу Николаю, ведь очевидно, что королевская чета не может себе позволить лекарей: оттого у принца и язвы на спине (пролежни?) для которых нужна мазь, сделанная лично Агатой, и никем ранее не замеченное обезвоживание.
Далее разгоняется маховик флэшбэка, и читатель узнаёт, каким именно образом Мар погубило втягивание их в политику, о чём упоминалось в начале романа (именно этими словами - «погубило втягивание в политику»). И скажу я вам, это весьма разочаровывающие чтение.
В начале книги Агата буквально одной строчкой сказала, что Мары начали удлинять жизнь одних королей и обрывать нити жизни других - на мой вкус звучит интересно, но, как оказалось, это никакой роли в их гибели не сыграло. Произошло следующее: Анна, младшая сестра Агаты, зная, что Марам нельзя иметь семью, решила, что романсить принца одной из двух местных стран - это отличная идея. Агата, зная, что Анна романсит принца, решила, что всё нормально. Принц решил, что отказ Анны в физической близости - достаточно веская причина, чтобы всадить ей нож в печень. Анна умерла. Мары вшестером пошли в лобовую на дворец, чтобы отомстить. Дворцовая стража перебила всех Мар. Конец.
В дальнейшем нас ждёт предсказуемый вот-это-поворот, которого в этой книге, на самом деле, не случилось, но, как и другие вот-это-повороты, он считывается чуть меньше, чем сразу. Смотрите, какая штука: Агата в сердцах восклицает, что она бы оттаскала за «светлые волосы» убийцу своей сестры (ей Анна рассказывала, что её возлюбленный блондин) - Морок удивляется формулировке. Читатель обвинённого в убийстве принца ещё не видел, но уже здесь, в первой половине книги, становится ясно, что волосы у того были тёмные - его обвинили несправедливо.
Добавьте сюда ещё следующее: сто раз читателю повторили информацию про светлые волосы семейства правителей Аракена, позже героями дали почитать книжку, в которой рассказывается о гибели Мар и про клятвенные заверения принца Серата, что покушение на честь Анны и её убийство - не его рук дело, а потом, для тех, кто всё ещё не догадался, кто здесь злодей, показали темноволосого правителя Серата. Ну как здесь можно не понять?
Давайте на пальцах: в мире всего две страны и, соответственно, два королевских рода. Судя по всему, в одном роду все поголовно блондины, в другом - поголовно брюнеты. А Мары, вообще-то, хоть и не служат королям, однако пересекаются с ними, бывают при дворе. Но Агата всё равно не смогла допетрить, что собралась мстить не тому мужику.
(…) но молодой человек вновь тихо начинает читать:
- «… Последняя из Мар - Агата, умерла в шаге от своей мести, смертью столь жуткой, что принц Серата Ариан сам вытащил каждый из трёх мечей, что пригвоздили её тело к дверям. Сам уложил её тело на пол, заворачивая в его же королевскую мантию, и стражи, что стали свидетелями, говорят, что он ещё долго сидел с её телом, прося прощения, и клялся он при всех, что Анны он никогда не трогал...»
Слушая последние строчки, я не злюсь, но и ничего особенного не чувствую, только хмыкаю, а Аарон поднимает на меня взгляд.
- Принцу стоило сказать всё это мне в лицо, до того как все мои сёстры погибли.
- Ты бы ему поверила?
- Я бы его выслушала, а потом убила. Это было бы честно, и остальные мои сёстры остались бы живы, - морщусь я, (…).
Агата просто охреневшая. У меня нет другого слова для её описания. Она примчалась к королевскому дворцу, сразу схватилась за оружие (первой! Она была первой, кто схватился за оружие - не стража! И первым убитым был стражник!), стала орать, чтобы ей сюда привели принца - она его убьёт. И когда ей говорят «принц клялся, что не трогал Анны», она заявляет то, что в цитате выше. Как он должен был ей сказать, что невиновен, если она с мечом наперевес понеслась во дворец? Да принц даже не успел понять, что произошло: Агата с оружием вламывается во дворец - стража, как и должна, защищает принца. Серьёзно говорю, эта девка тупая как пробка, грубая как рота солдат и напрочь охреневшая.
К слову, ожив, Агата решает мстить потомкам лжеубийцы и без этого считает свою месть не свершившейся. Агата попросту хочет вырезать целый род из-за одной «паршивой овцы» (как она думает), и ей плевать, что убийца умер два столетия назад.
А вообще, вся эта трагикомедия - одна огромная сюжетная дыра: Анна уходит на свидание и возвращается раненная после полуночи. Она тратит на дорогу в обе стороны явно меньше суток, как минимум обратно идёт пешком. Рассказав Агате о произошедшем, Анна отключается и пять следующих дней, всё так же в бессознательном состоянии, лежит в лазарете и вскоре умирает. После этого Агата решает мстить, и ещё пять дней уходят на дорогу до дворца. Агата и остальные Мары при этом скачут на конях. Чтобы не упираться только в одного принца, мы предположим, что оба королевских дворца расположены на примерно одинаковом расстоянии от леса, потому что какой дурак будет строить свой дворец рядом с лесом, где обитает всякая нечисть (и наткнёмся при этом на новую проблему: в середине книги Агата и Морок за один день сгоняли туда и обратно по маршруту «королевский дворец Аракена - лес». И в то же время в конце книги от того же дворца до того же леса герои скачут почти без продыху минимум несколько суток). Таким образом получается, что либо Анна - тайная дочь Барри Аллена и умеет бегать нереалистично быстро, либо у возлюбленных было тайное место для встреч. Но во втором случае принц должен был регулярно выбираться куда-то на окраину страны, что не могло остаться незамеченным. Анна тоже то и дело уходит из храма, но остальным Марам без разницы, чем она занимается. Связь Анны и принца всё это время оставалась тайной. Никто ни о чём не догадывался, только Агата в курсе.
И, если честно, я не знаю, мне смеяться с этого всего или плакать. Вроде, в итоге все умерли - должно быть грустно, но почему так тупо-то?
Причина дв
- После смерти всех Мар Аракен объявил Серату войну за то, что их принц посмел опозорил твою сестру, а их солдаты позже убили и вас. Ведь теперь обе страны остались беззащитны перед тварями.
Это выглядит как идейное оправдание войны, а не её реальная причина. Это что-то, что можно сказать своим людям, чтобы объяснить «почему мы воюем». Но двести лет на этом невозможно выезжать, нужны новые смыслы, а их нет. А главное: участники войны должны со своего участия что-то иметь. Даже крестовые походы не ради одной только веры велись - крестоносцы очень неплохо на этом кровавом деле подзаработали. А с войны между Аракеном и Сератом кому какой барыш? Граница между странами не изменилась, о победах в боях неизвестно, никакие богатства из одной страны в другую не перетекли. Солдаты, как читателю говорят, больше сражаются не друг с другом, а с нечистью в лесу, который нужно пересечь, чтобы попасть на территорию соседней страны - то есть большинство даже цели не достигает, умирает зря, просто потому, что в этот лес сунулись. Умершие в лесу сами становятся нечистью, и для местных жителей это должно выглядеть потерей возможности упокоиться с миром - и самих солдат такие перспективы не могут радовать, и их родственников тоже. У солдат ведь, знаете, тоже семьи есть, они не отпочковываются от офицеров - это чьи-то отцы, братья, сыновья, мужья.
Выгода от войны максимально незаметная, идеологическая основа дико шаткая: за прошедшие двести лет Мары были мифологизированы, в их существование уже почти не верят - кому какое дело до того, что там с Марами два века назад случилось?
К тому же города, через которые проезжают герои, выглядят безопасными, никакая нечисть на жителей не нападает, донесений или слухов о нападении в другой части страны тоже нет. Читателю говорят, что Мороки теперь иногда выполняют работу Мар, и это, наверное, по задумке автора должно объяснять возможность мирной жизни в стране. Но Мороков жуть как мало - по пальцам одной руки можно пересчитать (это не преувеличение) - и помогать людям они желанием не горят. Понимаете масштаб проблем с нечистью, если с ними могут справиться один-два Морока на всю страну? Мир ведь явно не в огне, значит справляются.
В общем, простите, конечно, но к чёрту этих Мар, умирать ещё за них - местным от их трагической гибели ни горячо, ни холодно. Не может в таких условиях война двести лет длиться. Войны бывают очень затяжными, но бессмысленности, на удивление, не любят. Кто-то должен получать выгоду, а в тексте есть только песочный замок - пальцем ткни и всё развалится.
Итог. На самом деле, я понимаю почему «Мара и Морок» выстрелила. Дело не в том, что этот роман чем-то реально хорош. Дело в том, что он идеальная копия популярных подростковых книг. Иностранные авторы young adult нашли рабочую схему - то, что нравится определённой аудитории, и на этой аудитории стабильно выезжают. Здесь хочешь не хочешь, задумаешься: а наши чем хуже? Ответ очевидный: ничем. Тоже не слепые и видят, что пользуется спросом.
В «Маре и Мороке» у нас есть главная героиня - типичный, хоть и несколько стереотипный, подросток (якобы острая на язык, дерзкая, саркастичная, не любит платья, частенько закатывает глаза и т.д. - в общем, классическое подростковое «она как я» того самого периода, когда девочки зачастую ещё не понимают насколько их «недевчачьи» интересы и наклонности на самом деле обычны для девочек); обаятельный принц, подкатывающий к ГГ - он очаровывает всех, но не героиню; более серьёзный кандидат на сердце не-такой-как-все-героини - он-то её сердце и завоюет. А ещё дворцы, красивые платья (под аккомпанемент нытья главной героини о том, как ей это всё не нравится), обязательно служанки, которые помогут ГГ принять ванну и нарядиться по случаю и всё такое прочее.
Если вы читали одну такую книгу - считайте, вы читали все. Они одинаковые, меняются только имена. И по правде говоря, в этом смысле Лия Арден - большая молодец. Она знает, на какую аудиторию работает и чего та хочет. Но если смотреть на «Мару и Морок» не как на бизнес-проект, а как на художественное произведение, то это плохо. Очень.
Содержит спойлеры501,2K