Рецензия на книгу
Хамелеон и бабочка
Татьяна Грачева
plahova_oa9 марта 2025 г.На то, что история случится непростая, намекает самая первая сцена с бабочкой. В определенной степени она оказывается пророческой, хотя и не раскрывает до конца всех тонкостей образа. Я постоянно мыслями возвращалась к ней, обнаруживая параллели с событиями и отношениями, в которые все глубже и глубже вовлекались главные герои - Максим и Зоя.
Меня увлекла интерпретация образов, положенных в основу названия романа. И хотя я понимала расклад ассоциаций, все же не могла избавиться от ощущения, что Максима в той же мере можно назвать бабочкой, что и Зою. Вернее, мотыльком. Слишком уж он легкий, непостоянный, падкий до женской красоты, перепархивающий с цветка на цветок и собирающий нектар удовольствий.
Не зря же даже его профессия связана с гастрономическим удовольствием: он - кондитер, создающий поистине шедевры в собственной пекарне. Убедиться в этом может каждый читатель. Для этого достаточно приготовить десерты по рецептам, завершающим каждую главу романа.
Как и любой сердцеед он знает силу своего обаяния, прекрасный психолог, находящий дорогу к любому женскому сердцу. И все же несмотря на знание женской природы, он не усложняет свою жизнь излишней эмпатией, предпочитая не думать о том, как переживаются женщинами его игры с ними.
Есть ли кто-то, кто способен заинтересовать его по-настоящему? Возможно ли это в принципе? Оказывается, возможно. Такой женщиной становится Зоя, обладающая весьма нестандартной внешностью и взрывным латиноамериканским характером. Яркая, свободная, ломающая стереотипы, манкая, без страха и стеснения отдающаяся своим желаниями. Она похожа на цунами, на огненный шквал, накрывший Максима с головой и не оставивший от его прежней размеренной жизни камня на камне.
История их знакомства и отношений, растянутая на добрых шесть лет, наполнена теплом, естественностью и какой-то глубинной правильностью, которые неподвластны никаким бушующим на поверхности страстям.
Истинный смысл образов хамелеона и бабочки проступает не сразу, по мере того, как мы углубляемся в тайну открыток, которые Максим получает на протяжении двадцати лет. Он считает себя едва ли не богом, меняющим судьбы людей, но на деле оказывается простым орудием. Своего рода железнодорожной стрелкой, направляющей скоростные поезда жизней на новые пути. Максим - всего лишь стрелка, не стрелочник, мало что способный сделать для того, чтобы их путь с Зоей стал один на двоих.
У меня двойственное отношение к его финальному решению. С одной стороны, он молодец, что не сдается. С другой стороны, не разрушает ли он тем, что сделал, свои далеко идущие планы в отношении Зои. Она не из тех, кто будет глотать обиды и унижения. Как часто ложь дорогих людей из благих побуждений заставляет страдать сильнее, чем правда! Я полагаю, Зоя правду заслужила.
Возвращаясь к стержневым образам хамелеона и бабочки, лишь упомяну, что автор приоткрывает нам необычную расстановку сил в мире, призванных корректировать негативные судьбоносные события в жизнях людей. И Максим, и Зоя оказываются встроены в эту полумагическую полумистическую систему со своими специфическими функциями. Каждый из них, несмотря на противоположный, исключающий друг друга дар, как воздух нужен миру. Как тут не вспомнить бабочку Брэдбери, одним взмахом крыльев меняющую реальность.
Кроме Максима и Зои мне хотелось бы упомянуть еще ряд второстепенных персонажей, среди которых стоит выделить Дину, Антона, Сергея. Они не имеют между собой ничего общего за исключением, пожалуй, одного - все они так или иначе случайные жертвы обаяния Максима и ему подобных. Чисто по-человечески их жаль. Я сопереживаю их страданиям, хотя именно в том, как они проживают его, видна их суть. Кто-то делает это по-королевски, кто-то проявляет слабость, а кто-то внутренне ломается, превращаясь в активированный детонатор и разрушая все вокруг себя.
Хотя, если вдуматься, Максим тоже жертва собственной природы. Брать легко и непринужденно то, что само падает в руки, но не быть способным сохранить то, что становится главным, едва ли не смыслом жизни. Закон равновесия работает даже здесь.
Автор намеренно оставляет финал романа открытым, однако не стоит безоговорочно этому верить. Если прочитаете "Босиком за ветром", то узнаете, чем же закончилась история хамелеона и бабочки. Насколько я помню, Максим и там играет отведенную ему роль, а если я ошибаюсь, напишите об этом в комментариях.
538