Рецензия на книгу
Женщина в зеркале
Эрик-Эмманюэль Шмитт
Marmosik8 мая 2015 г.Три эпохи, три женщины олицетворяющие одну из граней эпох, три истории женщин рассказанные мужчиной. В первую историю я влюбилась, вторую я поняла и пропустила через себя, третья мне практически не понравилась, она самая искусственная.
Анна. Чистое непорочное дитя Фламандии средних веков. Ее понимание природы, ее любовь и всепрощение окружающих. И как ее противовес злобная завистливая Ида, и архидиакон, который как и многие мужчины и фанатичные верующие, только свое мнение признающий правильным. И шаг в сторону - костер. Анна на многие века своими взглядами опередила ту эпоху. Приведу несколько цитат из глав посвященных Анне. Эта героиня своими взглядами очень близка мне, хотя я более рациональна и цинична, но взгляды на создателя мира у нас одинаковы, и отношение к Богу и церкви.
Поскольку она провела жизнь среди книг, то уже больше не питала иллюзий, она знала, что книги лгут, кричат, противоречат друг другу, что у них грязные уста, что эти книги слишком много ели, слишком много блевали, пережевывали, срыгивали, слишком много целовались и обнимались. Теперь, когда Великая Мадемуазель открывала какой-нибудь фолиант, она чувствовала тошнотворный запах. Двадцать-тридцать лет назад она бы не сумела оценить исключительную душу Анны, ибо ждала чудес только от прозопопей, рассуждений, риторических построений да запутанных силлогизмов. Сегодня она с почтительным удивлением принимала эту инженю, одобряя ее недоверие к языку: «Слова были придуманы для повседневного общения в жизни; они с трудом могут описать необычное».
...Господи, я верю в Бога, я поклоняюсь Ему, я молюсь Ему, и все же я сомневаюсь в своей любви к Нему. Уж точно, когда читаю Библию, она на меня не действует.
Она возбужденно пыталась описать то тяжкое впечатление, которое оставляла у нее эта книга. Никогда она не видела столько грехов, убийств, несправедливостей — конечно, по вине людей, но и по вине Бога тоже, который мстил как примитивный зверь, требуя нелепых жертвоприношений — сына Авраама, например, без причины мучил праведника Иова, короче, вел себя как тиран, как привередливый монарх, проявляя не больше хладнокровия и величия духа, чем разбойник с большой дороги.
— По мне, Бог должен быть выше мелочности. Бог должен показывать не свое могущество, а только милость. Бог должен внушать не послушание, а поклонение.
Навуходоносор, Салманазар, Гоморра, Аввакум, Барух, Содом, Левиафан, Олоферн… Какой Восток! Их необычное, порой красновато-коричневое, порой ярко-красное звучание ошеломляло ее, озадачивало, возбуждало любопытство. Часто она клевала на названия: «Мариам, пораженная проказой», «Всплывший топор» и пыталась домыслить остальное; в других случаях она поддавалась искушению и углублялась в историю, но по мере чтения нагромождение ужасов, убийств, коварства, войн, казней, расправ, детоубийств, кровосмешения удручало ее. Покраснев, она закрывала книгу, шокированная, задыхающаяся, взволнованная тем, что ее могут застать за подобными размышлениями. Неужели священники и монахини с их безмятежными лицами могут питать свою веру подобными кровавыми эпизодами? Что существенное, ускользающее от нее, обнаруживали они? Вместо Священной истории перед ней разворачивался перечень бесчестных поступков. Конечно, ее понимание было неверным! Не в силах постичь всей духовности и возвышенности прочитанного, она занималась самобичеванием, чувствуя себя повинной в библейских жестокостях. Больше всего пугали ее пророчества Исаии.
Бесчисленные драконы, сатиры, гиены, дикие кошки, разодранные одежды, вырубленные леса, сметенные с лица земли города, восстающие из гроба изъеденные червями мертвецы! Этот грозный Бог, жестокий Отец, который ранил, наказывал, мстил, требовал жертв, разрушал города и насылал потопы, наводил на нее ужас, как разъяренный разбойник, скрывающийся в небесном лесу. Какое счастье, что Брендору не удалось отвести ее в обитель: не умея любить Бога, она боялась Его.Извините за эти огромные цитаты. Но это, все то, что мне близко.
Ханна. Переносимся в начало прошлого века. Здесь уже на первое место выходит психология, детские переживания, и не возможность создать нормальную взрослую жизнь. Не даром одна из ролей отдана Зигмунду Фрейду. По своему интересная история. Думаю во второй половине жизни Ханна нашла свою гармонию. Хоть ее история закончилась печально, но все же она была более счастливая чем Анна.
Энни. Порождение Голливуда. Так же как и предыдущие героини сирота, воспитанная другими людьми. С детства начавшая сниматься в кино, где-то мне напомнила Дрю Бэриммор. Наркотики, алкоголь, мужчины. И в 20 лет считай законченная жизнь. Здесь история не окончена, ее история в ее руках, надеюсь она сможет пойти правильным путем, и общество ее не сломает.
22129