Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фрэнни и Зуи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Аноним8 мая 2015 г.
    ...знание должно вести к мудрости, а иначе это просто возмутительная трата времени, и все!

    Вот и состоялось мое знакомство с мистером Сэлинджером.

    Вердикт? Мне очень понравилось! Из каких кирпичиков выложена башенка, - я хотя бы вслух этого не произнес, надеюсь? - моего хорошего впечатления? Давайте разбираться, но, - предупреждаю, - тут все не так просто.

    В первую очередь следует заявить, что я совершенно очарован манерой письма. Язык, структура повествования, методы построения текста просто великолепны, - я получал истинное эстетическое удовольствие от чтения, и даже если бы все двести страниц занимал пересказ самых неоригинальных рецептов приготовления сосисок в микроволновой печи, я бы точно так же, как и в случае с оригинальным рассказом, зачитывался, хмыкал, чесал восторженно затылок и то и дело восклицал нечто вроде:

    - Ай да Сэлинджер! Ай да Зуи!

    Серьезно, то, как написана эта книга, - это нечто непередаваемое, это искусство, - неуловимое, тонкое, которое и разбирать-то по полочкам никакого желания нет. Ну и не будем.

    А вот наполнение этой прекрасной формы... Нет, не подумайте, - книга весьма и весьма интересна. Но та мешанина из концепций и учений, что рассована по головам персонажей Симором и Бадди автором, все эти цитаты на листе ватмана, все это, - зная о специфичности религиозных взглядов самого Сэлинджера, - заставляет, - если "Фрэнни и Зуи" не первая в вашей жизни книга, затрагивающая вопросы веры, - смотреть на рассуждения героев как-то уж совсем скептически. Ну сами посудите, - православная книга "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу" (с которой, как уже сотни раз верно подмечено, начинать духовную жизнь несколько, - читай "совершенно", - не рекомендуется) воспринимается, трактуется и разъясняется людьми, - хорошими и умными людьми! - в которых американизированный, спецефически не просто западный, а прямо-таки "заокеанный" взгляд на окружающий мир замешан на восточно-азиатских практиках и принципах. Им бы лекцию Алексея Ильича Осипова поставить, как только вопросы по исихазму возникли, - ан нет, - 50-е на дворе.

    Это я к тому, что человеку, с духовной литературой знакомому, "Фрэнни и Зуи" не то, что Америки не откроет, а скорее даже в некоторых местах спровоцирует справедливое желание с автором поспорить. Я серьезно, есть утверждения, которые не стоит принимать на веру. Это, разумеется, вопрос по большей части личных убеждений, но в случае с книгами, которые все-таки несколько отличаются от приватных бесед, некоторые озвучиваемые мысли должны быть оспорены читателем. Прежде всего для себя самого. К счастью, большинство подобных идей в своем противоречии весьма очевидны.

    При всем при этом взгляды героев колеблются в, - учитывая современные тенденции, - рамках разумного и можно предполагать, что когда-нибудь, со временем, если у Фрэнни не исчезнет желание знакомиться с русской православной литературой, взгляды эти перерастут в стройную мировоззренческую систему. А на данный момент сравнение практики Иисусовой молитвы с внешне схожими техниками азиатских религий для Фрэнни, - мы ведь персонажа оцениваем,- на мой взгляд, простительно. Это ведь поиски, правда? Поиски зачастую подразумевают ошибки.

    Так что, подводя итог обсуждению идейной части текста, я бы не стал воспринимать эти замечательные повести как четкое руководство в сфере духовной жизни.

    Кстати, при чтении ну прямо-таки не получается воспринимать персонажей как проекции взглядов автора, - настолько они живые, самодостаточные. Это, кстати, просто какое-то волшебство, - в двести страниц вложить такую колоссальную по своему масштабу характеристику, настолько ярко, - но без излишней экспрессии, - описать, - как там в "Википедии"? - высокоинтеллектуальную, утонченную семью Глассов, - всех вместе и каждого (ну, почти) в отдельности. В этом, кстати, небольшой секрет, - там, где персонаж не раскрыт индивидуально, он раскрывается через семью в ее целостности. Глассы и вправду вышли высокоинтеллектуальными, тут не поспорить. Наблюдать за диалогами, - повторюсь, - истинное эстетическое удовольствие.

    Вот я и выстроил ту самую башенку моего впечатления, - нет, серьезно, звучит по-дурацки, но суть-то выражена.

    P. S. По правилам негласного кодекса рецензентов, - уж насколько четко я его углядел, листая чужие отзывы, - нельзя не упомянуть, что да, они там все слишком много курят. 50-е, - чему удивляться?

    P. P. S. Дважды за время чтения, когда я отвлекался и принимался о чем-то размышлять, меня настигали прямо-таки удивительные по своей глубине и точности мысли и выводы; осмелюсь даже предположить, что я подходил практически вплотную к ответам на некоторые из вопросов, давно меня занимающих, но, - как мне кажется, - здесь до конца не разрешимых. Связывать сие с книгой не берусь, но упомянуть об имевшем место быть считаю необходимым.

    P. P. P. S. И еще отмечу прекрасное владение автора курсивом. Ну, вы поняли. Это правда круто.

    44
    1,1K