Рецензия на книгу
The Tenant of Wildfell Hall
Anne Bronte
Marinars6 марта 2025 г.Абьюз, газлайтинг и манипуляции - все это было описано еще в 19 веке
Про удивительных сестер Бронте слышали, пожалуй все. Про готический и достаточно печальный любовный роман "Джейн Эйр" от Шарлотты Бронте, про экспрессивный и какой-то инфернальный в своих извращенных эмоциях "Грозовой перевал" от Эмили, а вот про творчество третьей сестры Энн мало что помнится.
Хотя в момент публикации своих произведений она ценилась даже выше своих сестер.Талантливые и, к сожалению, рано покинувшие мир девушки привлекают своей биографией и по сей день. Еще бы, три сестры написали до сих пор читаемые и горячо любимые романы, умерли совсем молодыми и все от единой болезни - туберкулеза. Место с вересковыми пустошами и болотами, где они обитали, так и высасывало все здоровье из людей (кроме отца, он удивительным образом прожил до глубокой старости).
Читателям современности такие талантливые родные сестры интересны еще и тем, что про них мало что известно. Энн и Эмили умерли в возрасте 29 и 30 лет соответственно, после их смерти Шарлотта сама распоряжалась литературным наследием, а личные переписки и вовсе уничтожила (это вам не интернет, который все помнит - бросил письма в огонь и дело с концом).
Почему она это сделала? История умалчивает.
Может не хотела досужих сплетен, которые могут как-то опорочить ее семью, либо излишнего внимания, которого и так было предостаточно после обнародования довольно скандальных для того времени произведений Эмили и Энн.
Итак, вернемся к книге "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла".
Книга в момент выхода была крайне популярна, первый тираж распродан, допечатывали второй. Всплеск интереса был, но и критика имелась достаточно жесткая.
Для викторианской Англии такой феминистичный роман был вызовом. Еще бы, страна с патриархальными семейными ценностями, в которых жена была чисто приложением к мужу, никаких толком прав она и не имела. Владение имуществом, развод со стороны женщины? Ничего такого в 1848 году и не было. Какие-то возможности для женщины в плане развода стали появляться в конце 50-х годов, а имущественные вопросы законодательно начали регулировать с 70-х 19 века.
В "Незнакомке" вы видим буквально крик о помощи от женщины для женщин. Книга невероятно актуальна для современного времени.
Газглайтинг, абьюз, манипуляции - все это такие популярные понятия последние лет 5. А мы читаем книгу 170 летней давности и все эти термины здесь перкрасно применимы.
Энн Бронте на протяжении почти 500 страниц подробно, детально описывает безысходность и тяжесть положения женщины, которая вышла замуж за, мягко говоря, недостойного человека. Капризного, эгоистичного, порочного, невоздержанного, стремящегося унизить и подавить женщину. В общем, он будет бесить на протяжении всего повествования, в котором участвует.
Я понимаю, Энн ставила задачу со всей страстью показать эту ужасающую проблему и тяжкое бремя женщины, но образ мужа показался гиперболизированным. Мы не знаем мотивов такого поведения мужчины, он просто вобрал в себя все пороки и морально истязает женщину, на которой по кой-то черт женился.
Мужчины в принципе здесь показаны как порочные. Опять же частенько образы выглядели однобокими, а порой действия излишне морализаторскими. Например, один второстепенный герой, который был будто бы похлеще в своем развращении (еще и вспыльчивый в пьянстве, зараза) вдруг решает, что надо быть ответственным и воздержанным. Поговорил пару раз с главной героиней и образумился. Такое, конечно, возможно, но при чтении этих строк в голове всплывала мысль "не верю".
А вот женщины либо воплощают христианский идеал, либо выступают в роли хитрых соблазнительниц. Ну и выделю еще третий тип - мелкие неприятненькие сплетницы.
На протяжении романа я явственно чувствовала, разделяла весь пыл и гнев на женский вопрос со стороны Энн Бронте. Триггерило такое несправедливое и незавидное положение достойных и прекрасных женщин, а также крайне ограниченные возможности вообще быть счастливой. Но в то же время порой ловила себя на мысли, что глубины образов мне явно не хватает. Хотелось больше полутонов, многогранности и живости героям, немного сбавить градус морализаторства.
Также середина будто бы "просела". Как современный читатель ты все понимаешь сразу, многие вещи повторялись неоднократно, сцены дублировали друг друга для еще большего усиления эффекта. Возможно, для публики середины 19 века это усиление и повторы были необходимы для должного шокирующего эффекта, но сейчас этот самоповтор смотрится порой простовато. Это то, что для меня было минусом.
В момент публикации книга вызвала резонанс. Ее называли грубой, пошлой, думали, что Энн Бронте поощряла поведение, которое описывала (как такое можно было вычитать, не понимаю!). Но складывается ощущение, что книга просто опередила свое время. Феминистичные волны в Англии стали формироваться во второй половине 19 века, но "Незнакомку из Уайлдфелл-Холла" называют одним из первых феминистичных романов.
После публикации Энн Бронте умерла через год и Шарлотта прекратила издание этого романа. Вообще выбранную тему книги она называла "ошибкой" (может быть возникшая волна хейта ее так напугала, либо какие-то личные мотивы, о которых нам сейчас уже не узнать). Так потихоньку "Незнакомка" стала забываться публикой. Но спустя лет 100 о книге вновь заговорили и начали переиздавать, что невероятно радует.
"Незнакомка" реалистична, пожалуй, даже остро социальна. Она точно должна оставаться в литературной памяти наряду с произведениями сестер Бронте. Энн Бронте - яркая и светлая звездочка в этой талантливой семье.
14443