Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Bellman and Black

Diane Setterfield

  • Аватар пользователя
    Lestat_Celebrian3 марта 2025 г.

    Бизнес-утопия

    Чудовищно недооценённая книга. До сих пор не могу взять в толк, почему кривую, косую и бестолковую «Тринадцатую сказку» превозносят как шедевр, а «Беллмена и Блэка» забрасывают низкими оценками. Ведь «Беллмен и Блэк» — более зрелое, вдумчивое, наполненное смыслами произведение.

    И та, и другая книга — по сути своей хроника. Только если «Тринадцатая сказка» рассказывает историю нескольких поколений и распыляется на миллион никому не нужных линий, то в «Беллмене и Блэке» всего этого нет. Перед читателем разворачивается история одного конкретного человека — Уильяма Беллмена. Это описание жизненного пути: от нелюбимого сына, который по глупости в детстве убил грача, вверх — к торговому магнату, а под конец — к стремительному падению вниз.

    Авторесса скрупулёзно и дотошно подошла к выбранной теме. Безумно приятно читать книгу и видеть, что проведена огромная аналитическая работа. Здесь и ткани, и мастерство красильщиков, и нюансы цвета, и тайм-менеджмент, и утопичное производство. Главный герой ведь создаёт самую настоящую утопию внутри государства — гигантское предприятие, работающее слаженно, как швейцарские часы. С заботой о рабочих и заботой о репутации. Стремление к абсолютному идеалу. Герою ведь и деньги-то не нужны. Он работает ради самого процесса.

    И тут всплывает основная идея книги — перфекционизм как бегство от реальности. Толковый и работящий парень, влюблённый в своё ремесло — натуральный гений. Так бывает в жизни. Он легко балансирует между трудоголизмом и мирскими благами: охмуряет девиц, выпивает, женится, обзаводится толпой детишек. Но трагедия уносит практически всю его семью. И вместо того, чтобы уделять время единственной оставшейся в живых дочери, он с головой уходит в работу. Соревнуется сам с собой, придумывает некий договор с человеком в чёрном, трясётся от страха. И, в итоге, загоняет себя в тупик. А сердце — это не часовой механизм, его не починишь.

    В плане глубины проработки деталей и в плане идеи книга потрясающая. Но есть у неё несколько существенных минусов, которые, возможно, отталкивают читателей.

    Первая — это пресный язык. В «Тринадцатой сказке» он тоже был сухим, безэмоциональным и куцым. Но авторесса давала себе труд описать хоть что-то. Внешность персонажей, природу, убранство дома. Были даже красивые эпитеты. В «Беллмене и Блэке» язык становится совсем уж схематичным. Авторессе некогда предаваться красотам, нужно толкать маятник жизни главного героя. Из этого проистекает и второй минус — персонажи. Все они — пустые. Болванки, служащие лишь крючками для продвижения сюжета. Да и диалоги довольно плоские. А я ценю в книгах диалоги живые, яркие.

    Многие считают книгу занудной. Но для меня она безумно атмосферная. Авторессе удалось передать атмосферу надвигающейся катастрофы, предчувствия чего-то ужасного. Ну а то, что эта атмосфера ни к чему не приводит, отдельная проблема, которую можно выделить в качестве дополнительного минуса произведения. Ведь авторесса не была бы собой, если бы не напихала в книгу моментов, плохо друг с другом связанных. Мистика в этой книге отдельно, а всё остальное — отдельно. И мистика эта ни к чему не ведёт. Вся линия с мистером Блэком — пшик.

    И авторесса сама всё испортила. Если бы она показывала панический страх перед мистером Блэком лишь от лица главного героя, это лишний раз продемонстрировало бы его безумие и зацикленность на некоем мифическом долге. Но она делала акценты на мистичности грачей также и в авторском тексте, и от лица других персонажей. В итоге, получилась какая-то непонятная каша.

    Финал... своеобразный. Мне нравится, когда авторы оставляют на суд читателей: была мистика или нет? Полюбила этот приём ещё с «Поворота винта». Но ружья должны выстреливать. И лично я не поняла, какой договор, в итоге, был заключён между главным героем и грачом. Обращаться с недосказанностью нужно осторожно, чтобы в конце читатель не чувствовал себя обманутым. А так получается, что два героя книги обсудили главный вопрос, мучивший одного из них, но об итогах этого обсуждения читателю ничего не сказали. Мы-то всё поняли, а ты давай сам угадывай. Живи дальше и храни память о погибших близких — это имел в виду мистер Блэк (он же Грач, он же Смерть, он же Бессознательное героя)? Или что-то другое? Я не поняла. Не хватило тонкости мастерства авторессы.

    Книга недоработанная. Но и «Тринадцатая сказка» — тоже. Причём, даже в большей степени, чем «Беллмен и Блэк». И если «Тринадцатая сказка» — это какой-то унылый фанфик на «Грозовой перевал», своеобразная мыльная опера, то «Беллмен и Блэк» — полностью авторское произведение. Чистая драма, история одного безумия. Здесь есть атмосфера. Есть идея. Есть философия. Есть глубочайшая проработка материала. Возможно, книгу попросту неправильно презентуют. Не нужно обещать читателю грандиозную мистику, которой, по факту, нет. Нужно привлекать тех, кто заинтересован в философских притчах о жизни и смерти.

    Книга должна быть слаженной, как то самое похоронное агентство Беллмена и Блэка — каждый винтик на своём месте. Ничего лишнего. Надеюсь, авторесса с годами этому научится. Восемь грачей из десяти.


    Содержит спойлеры
    16
    299