Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
Basella3 марта 2025 г.Не виноватый я, она сама...
Редкий для меня случай эмоционального отклика на произведение: "Лолиту" я читала в состоянии перманентной ненависти. Удивительно, кто-то считал и продолжает считать, будто роман о любви, будто Лолита - малолетняя искусительница, отчего эта кличка превратилась в синоним юной соблазнительницы. Мы читаем признание преступника педофила, который постоянно врёт и выгораживает себя. Как часто преступники признают свою вину, особенно маньяки? По их мнению, все кругом виноваты, жертвы сами напросились и т.п. Ложь - постоянный спутник сюжета. Героя зовут Гумберт Гумберт, но это ненастоящее имя, он его выбрал среди Отто Отто, Месмер Месмер, Герман Герман. Это возрастной сутулый гемороидальный невзрачный мужчинка в очках, который приписывает себе ложную, но желаемую внешность популярного красавца-актёра. В глазах Гумберта все женщины вожделеют его, будто человеком, как самим Гумбертом, движет только похоть. Свой припадочный характер садиста и тирана ему не удаётся скрыть даже за витиеватыми словами и нелестными описаниями людей вокруг - никто не получил положительную оценку рассказчика, даже его "любимая" жертва. Явно много недосказанного осталось в отношении Гумберта и его второй жены, безвременно погибшей под колёсами автомобиля. Пусть за рулём сидел не решившийся на расправу супруг, но, согласитесь, запугать, вынудить и толкнуть с обрыва - тоже преступление. У Гумберта жена сама бросилась под колёса, а 12-летняя падчерица сама совратила его! Он врёт, будто у неё уже был сексуальный опыт, хотя страдания девочки и витиеватые описания после жестокого изнасилования утверждают обратное (ниже единичный пример):
...огненный самоцвет, растворяющийся в кольцеобразной зыби, одно последнее содрогание, один последний мазок краски, язвящая краснота, зудящая розовость, вздох, отворачивающееся дитя.Безотцовщине хотелось обрести родителя, получить семейную любовь-сторге, но встретился хищник с манией. Маньяк обезличивает жертву: он покупает для своей игрушки платьица и обзывает Лолитой, хотя у девочки уже есть имя Долорес. Что хочет Долорес, о чём мечтает, какой грезит свою жизнь, - совершенно не заботит Гумберта, преследующего цель лишь личного удовлетворения. Вся его кажущаяся забота сводится лишь к задаче удержать, путём кнута и пряника не дать сбежать своей жертве. Любимые не уходят, любящие не вредят.
Гумберт не пишет исповедь, но обращается к читателям и судьям за снисхождением, порицая смертную казнь, изображая раскаяние. Он труслив. Сначала избегает войну, записываясь в сумасшедшие (будто педофилию можно излечить), потом мимикрирует под обычного человека, тая свою философию о нимфетках и фебах, истязает и мечется из штата в штат, понимая аморальный и уголовный характер своих проступков. Корни его мании могут скрываться в туманном облике ненавистного вонючего австрийского дядюшки, кого рассказчик иногда упоминает, однако ничто не может оправдать преступника. Болезнь можно вылечить, а Гумбертов не удастся.
Набоков не первый обратился к теме педофилии и совращения, но сделал это литературно хорошо. Не скажу "отлично", ибо роман стоило доверить профессиональному переводчику с живым языком. Образность соседствует с натуралистичностью, что дополняет скандальность, эффект. Роман "выстрелил", общество приняло, вознесло и продолжает обсуждать его. Тема педофилии вышла из закрытых клубов растлителей и стала обсуждаться обществом смело, громко, осознанно. Возможно, современные мораль и законодательство были бы иными и менее гуманными, не появись однажды "Лолита".
Содержит спойлеры11957