Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Омон Ра

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    flower-girl5 мая 2015 г.

    Премия «Интерпресскон» 1993 г.
    Премия «Бронзовая улитка» 1993 г.

    — В «Омоне Ра» космонавты перед гибелью говорили о пластинке Pink Floyd, которую не успели послушать. О чем могли бы в такой ситуации говорить персонажи сегодня?
    — О том, что летят к звездам за тридцать штук грина, в то время как их американские коллеги поднимаются в ту же черную пустоту за триста тысяч. Другими словами, темой разговора была бы непостижимая многомерность космоса.
    Из интервью автора Л. Данилкину

    До меня дошло, кто такие постмодернисты. Это некая постоянно плодящаяся колония наноботов, которая изначально была запрограммирована на лечение, а вместо этого стала есть органические клетки-защитники. Самое неприятное – господа наноботы по сю пору уверены в том, что они лечат, а не калечат. И в том, что сомневающийся в их полезности индивидуум узколоб, антиинтеллигентен и вообще черпает борщ действительности не тем лаптем, которые нужен. Да, забыла о самом забавном подвиде этой категории пишущих – это те, которые отрицают свою принадлежность к наноботам и, бия себя механической лапкой в пластиковую грудь, восклицают: «Я уникум стиля, какие постмодернисты-с!»
    Конец лирического отступления, переходим к телу делу.
    Пелевин давно уже был в планах чтения. Звезда отечественной словесности, гуру и пророк, загадка в темных очках, молчаливый упрек интеллектуала серой массе и прочая.
    Почему «Омон Ра»? Только не смейтесь – он был в списке «9 книг, которые можно прочитать за ночь». Случай (псевдоним высших сил) решает все.
    Морально подготовив себя к хардовой смеси постмодерна, фантастики, сатиры, крепко памятуя о времени написания произведения, приступила я к чтению.
    Посвящение – вот первое, на что я обращаю внимание. Оно всегда многое говорит об авторе, и звучит красиво: «Героям Советского Космоса». Только ли им пишет автор? Или всем советским людям? И мне также, я ведь родилась в Союзе и прожила там достаточно, чтобы сделать кое-какие сознательные выводы? Искра надежды вспыхнула в моем сердце.
    И погасла.
    Нет-нет, я очень ценю здоровый юмор, обожаю до блеска отточенную иронию, было время, когда и от черной сатиры не отказывалась. Но есть, есть в мире авторы, которые не то что не умеют иронизировать – им это вообще противопоказано. Не их это. А когда берутся за острую социальную сатиру, так и хочется пойти смочить полотенце холодной водой, приготовить пару таблеток аспирина и стакан мятного чая, во избежание.
    Основное отличие Пелевина от Салтыкова-Щедрина вот в чем: классик людей любил. Он любил, как это не парадоксально, даже тех, кого ненавидел. Странные люди были наши классики... Так вот, распоследний держиморда-глуповец Щедрина и тот живее выходит, чем брезгливо описанный автором, опухший от водки, ограниченный папа-милиционер главного героя, Матвей Кривомазов.
    Кроме папы-алкоголика и неудачника, и умерших мамы и брата, есть у Омона тетка, равнодушная женщина, и детство его проходит в общественных учреждениях.
    (Как тонко, как интимно намекает скорбящий автор, мол, в Союзе куда не ткни, все детишки - сироты заброшенные и неухоженные. Ненужные никому. Союз нерушимый унылых сирот, СНУС.
    Мон шер, Виктор Олегович. Неудобно говорить, а я вот очень даже не-сирота, слава Богу. И знакомые мои, какие б ни были у них родители, тоже от сиротства далеки. Да и не худо бы вспомнить, сколько брошенных детей было тогда, и сколько сейчас – без всяких там групп продленного дня, элементарно бомжующих. И еще на пальчиках подсчитать, кто, как и сколько сейчас занимается папами-алкоголиками и неблагополучными детьми, и кому они нужны на самом деле. А, ну да, вы же в начале девяностых не могли предвидеть таких последствий демократии. Но тогда какой из вас... пророк?)
    Итак, сирота Омон в детстве находит цель жизни – невесомость. Там свобода, остальное – суета.
    Летчик-космонавт. Достойная цель в недостойном (по автору) государстве тотального террора.
    В государстве, где в пионерлагерях висят многозначительные, наглухо запаянные игрушечные ракеты с пленниками-пилотами, а за детскую шалость вожатый пытает беззащитных мальчишек.
    В стране, где, видите ли, сплошные заплеванные каморки, где воняет помойкой и пьют портвейн.
    И все поголовно едят курицу с рисом, суп со звездочками, запивают компотом из сухофруктов.
    И все шагают под бодрые марши из репродуктора, а «Пинк Флойд» видят только в мечтах или в гробу, в белых тапках. И мечтают улететь на запад на малой скорости.
    (Ужасная страна, мон шер Виктор Олегович. И подумать только, что она ваших родителей, как и вас, кормила, поила, учила, защищала… Заплеванная и терроризирующая всех и вся. На позор ее, мерзавку эдакую, к столбу приковать цепями. По щекам ее, гадину, так, чтобы голова моталась и глаза пучились от страха пред вашей ядовитой – справедливой, ну что вы - критикой).
    Все упомянет всевидящий автор, все доказательства выложит на стол пред изумленным читателем: и барачный Лунный городок с маресьевским училищем, где курсантам мгновенно ампутируют ноги (о, какой свежий ход, очень прониклась!) и промывают патриотическими речами юные мозги, и встречу с начальством в Москве (слепой замполит Бамлаг Урчагин и начальник полета Пхадзер Пидоренко – да это же обхохотаться можно, браво!), и чудный выбор – либо умереть, свершая подвиг на Луне, либо вернуться и лечь под нож, а потом спиваться тихонько, и шуточки про сорок седьмой с подпрыгивающими зэками и несколькими самолетиками, летающими у границ, напоказ иноземцам, и систему живой автоматики, и фальшивый полет, купленный ценой человеческих жизней (больше цианида прямой инъекцией в мое сердце, еще больше, мон шер)…
    Ха. Ха. Ха. Гротеск. Сюр. Метафоричность, деформирующая сознание. Русский Кастанеда.

    А самое гнусное-то даже не в степени ядовитости, нет. Самое гнусное в том, что вот этот премированный неизвестно за что пасквиль лет через двадцать будет восприниматься молодыми и наивными, пропустившими много уроков истории в школе и не читавшими дополнительно серьезных книг - как истина в последней инстанции.
    На этом знакомство с автором прекращаю. Пусть другие ищут в Пелевине пророка и наставника, я же убедилась – ни тем, ни другим творчество его не пахнет. Не пахнет даже элементарной вежливостью, поскольку текст на родном авторском сайте, какой конфуз, даже не вычитан корректором.

    24
    1K