Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подвиг

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Аноним2 марта 2025 г.

    «Земную жизнь пройдя до половины»

    Четвёртый роман Набокова продолжает начатую в «Машеньке» и «Защите Лужину» тему болезненного существования русских эмигрантов вдали от насильно оторванной от них родины. Главный герой романа Мартын с прекрасной фамилией Эдельвейс родился и вступил в нежную пору юношества ещё в России, но становление его как личности случилось уже в период бегства из страны.

    Пристанище в Швейцарии у дяди и непростые отношения с ним главного героя, учёба в Лондоне, первая юношеская влюблённость, визиты в Берлин и неуклюжие попытки найти своё место в этом странном, чужом, абсолютно некомфортном для человека с русским самосознанием мире легко угадывают за историей главного героя историю самого автора, хоть Набоков и не любил когда его жизнь приравнивали к сюжетам произведений.

    Среди романов раннего периода этот, пожалуй, наиболее сюжетно насыщен. Перед нами всё та же Набоковская архивация реальности с попытками нахождения и сохранения красоты в повседневном, большим количеством зашитых в повествование словесных прелестей типа «Это было как раз в год, когда убили в сарае австрийского герцога» (что логично, потому что ребёнок знает про сарай и не знает про Сараево). Однако в «Подвиге», в отличие от ранних романов и уж тем более от «Дара» это сопровождается постоянными перемещениями героя между городами и странами, что создаёт дополнительный слой и без того увлекательного повествования.

    Бесконечное путешествие главного героя и принятое им ближе к концу романа решение, которое объясняет читателю смысл названия, заканчивается абсолютно гениально и полностью в духе Набокова – стиранием времени из повествования. В точке наивысшего напряжения на фоне красивого пейзажа повисает загадка, разгадки которой как обычно не будет. Да и разгадка опять же «как обычно» не важна, важна инсценировка, внутренний драматизм, оставляющий читателя с ворохом интерпретаций и осознанием прикосновения к кусочку чужой жизни, которая вышла из очень детерминированной, знакомой многим любителям истории ситуации, а закончилась прекрасным намерением, которое породило вневременной мгновенный снимок.

    И в этот момент читателю стоит вернуться в начало романа и найти ту самую точку соприкосновения с финалом, тоже абсолютно вневременную, создающую в этой прекрасной истории тонкую связь начала с концом.

    15
    317