Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
Аноним2 марта 2025 г.Когда читаешь отзывы о книге, обращаешь внимание на то, что в большинстве из них упоминается, что нить повествования представляет собой некую аллюзию на библейскую историю о Каине и Авеле, и это действительно так. Единственное, что я бы ещё добавил, так это то, что в сюжете романа прослеживается не одна такая линия, а сразу две, первая — это Адам Траск и его брат Чарльз, и только вторая, упоминаемая и в описании книги, и в отзывах, — это сыновья Адама, Арон и Кэл. Автор, как мы видим, даже имена своим героям подобрал так, чтобы они начинались с тех же букв, что и у библейских братьев: Abel (Авель) и Cain (Каин), Adam (Адам) и Charles (Чарльз), Aaron (Аарон) и Caleb (Калеб). Само же название романа указывает не на какую-то конкретную территорию, на которой проживало семейство Трасков, а лишь напоминает нам, что не только они, но и всё человечество живёт сейчас в земле изгнания. «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4.16).
На протяжении всей второй части романа Адам Траск регулярно задаётся вопросом — почему его сыновья, несмотря на все старания, такие разные, ведь и воспитывал он их одинаково, и любовь свою старался разделить между детьми поровну. Мой же вопрос полярно противоположный — а вообще возможно ли такое, чтоб сыновья одного отца были сходны во всём? У меня, к примеру, есть два брата, старший и младший, и мы все совершенно разные, иногда даже до противоречий, да и оба моих сына тоже каждый со своей индивидуальностью, и это не просто нормально, это правильно!
Не должны быть люди клонами какой-то одной личности, каждый должен нести в себе какую-то часть Авеля, какую-то — Каина, надо только помнить, что «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты можешь господствовать над ним» (Быт. 4.7).
11572