Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отец Кристины-Альберты

Герберт Уэллс

  • Аватар пользователя
    Аноним5 мая 2015 г.

    Обложка и аннотация подводят к предположению некоей формулы сюжета: суровый отец и взбунтовавшаяся дочь, которая жаждет вырваться из-под его опеки. Ничего подобного в книге и близко нет. Уэллс действительно в «Отце Кристины-Альберты» иронизирует над жанром семейной саги, а точнее над семейными и культурными ценностям, которые и составляют основу этого жанра.

    Мистер Примби всю свою жизнь прожил серой мышью в тени жены, довольствовался малыми крохами комфорта и делился своим любопытным до мифов и легенд воображением с единственной дочерью. Кристина-Альберта унаследовала твердый и несгибаемый характер от своей матери, что невольно порождало конфронтацию в семье. Девушка тянулась за знаниями и новыми возможностям и радостно вкушала первые плоды эмансипации женщин. После смерти миссис Примби семейный уклад неминуемо изменился и дочь казалось бы устроила свою активную жизнь так, как ей хотелось. Вот только она не учла пробуждающейся личности отца, только-только начинавшего познавать мир во всей его красе и постигать это пьянящее ощущение свободы. Немудрено, что с его любовью к таинственным легендам, мистер Примби воспринял жестокий розыгрыш всерьез и прозрел. Осознал, что он новое воплощение великого месопотамского правителя Саргона, царя царей. Но главное, что его задача в этом мире взять власть в свои руки и пробудить в людях память о Золотом Шумерском царстве. Альберт-Эдвард почувствовал в себе силы и желание изменить этот мир к лучшему, и не зная, с чего начать, тем не менее отправился в путь тернистой тропой Проповедника и Пророка. А как вы думаете куда эта дорога его завела в начале 20го века почти сразу после Первой мировой войны? Не в тюрьму, о нет, в куда более страшное и гиблое место. Кристина-Альберта не смогла удержать отца рядом, поскольку ее настойчивые вопросы волновали новоявленного Саргона и апеллировали к его критическому сознанию. Поэтому Примби покинул дочь и погрузился в служение своей цели с головой.

    Эта книга самый что ни на есть настоящий классический английский роман. Пусть она и написана в несколько насмешливом тоне и явно критикует пережитки общества, противопоставляя им новый мир. Однако, детали, которые сопровождают сюжет, персонажи, которые двигают его и яркая социально-мировоззренческая проблематика как раз таки и делают этот роман истинно английским.

    Дерзкая творческая интеллигенция, изменение ритуалов во взаимоотношениях полов, процедура идентификации сумасшествия человека, люди, умело пользующиеся благами цивилизации, ловко избегая ответных обязанностей, активное развитие психологии и проникновение ее в том числе и в законодательную сферу – все это неизбежные вехи того времени. Проблемные, тревожные, непривычные. Но двигающие общество вперед. Роман был опубликован в 1925 году, и Уэллсу очень точно удалось показать смятение того времени. Огромное множество доктрин и точек зрения, водопадом хлынувших на человечество и отчаянно борющихся за право на существование.

    Концовка меня несколько поставила в тупик. Воодушевляющему гимну интеграции и новому миру, автор предпочитает многозначное и двусмысленное завершение. Будто он сам еще находится в поиске той самой единственной концепции, которая объяснит все.

    А вот психологическое объяснение Саргона в каждом из нас, до развертывания этой теории в мировой интегратизм, показалось мне очень дельным и особенно интересным)

    ИТОГО: Необычный по форме и содержанию роман 20х годов XX века, в котором много внимания уделяется феномену сумасшествия и сопровождающим его последствиям. Местами несколько сумбурный, но все же очень интригующий и любопытный социальный роман от признанного классика фантастики.

    58
    403