Рецензия на книгу
Война и потусторонний мир
Дарья Раскина
Аноним1 марта 2025 г.Какая участь ждет живого в царстве Мертвых?
Что это у нас тут за искристое варево из русского фольклора, войны 1812 года, "Гусарской баллады", светско-ироничных сценок, рассуждений о свободе, женских правах и судьбе крестьянства, романтики, линии про маньяка и, конечно, целым вихрем приключений? И все это в рамках мифологического сюжета про погружение в Царство мёртвых во имя спасения души (здесь - сестринской). Нарезка ингредиентов получилась настолько разномастной, что можно с подозрением выгнуть бровь, глядя на нее. Но не торопитесь! Дарья Раскина умудряется все это соединить в захватывающее путешествие, в котором умело выдержаны язык и стилистика, овеянная (и это, пожалуй, мое главное открытие о даровании автора!) гоголевскими ироничными интонациями.
"Какая участь ждет живого в царстве Мертвых? Пока вершитель моей судьбы, кажется, не слишком расположен. Помнишь зловредного гуся, от которого мы забирались на старую иву? Того, что три лета гонял нас по клеверному полю, а на четвертое был подан с яблоком в клюве? Так вот, местный цесаревич – вылитый он, похож и важностью, и спесью."
По ходу дела обильно рассылаются приветы русской классике, и быстро сменяются события и локации - не заскучаешь!
Завязка такая: девица Александра, переодевшись в форму корнета, тайно сбегает, вопреки братскому запрету, на войну, и на первых же страницах вместе со всем полком и верным конем падает смертью храбрых на поле битвы. Французы уже на подступах к Москве. Помощи просить не у кого, разве только у... потустороннего мира, в котором тоже недавно прогремела война между двумя царствами, и после объединения в империю политический накал только нарастает. И вот Петр Волконский, безутешный брат, потерявший сестру, отправляется на другую сторону сразу с двумя задачами: спасти Александру от смерти и договориться о союзе Живой и Потусторонней России, что сложно - у местной императрицы и своих забот хватает.
В напарники героям берется самая что ни на есть разношерстная команда: влюбленный лис-оборотень, умертвленная душегубом камеристка, упырь Ланжерон (да, вы не ослышались, военачальник; правда, тут он уже альтернативно мертв в 1812 году), нелюбимый сын Кощея, мечтающий о реформах, сообразительная ведьма, кот Баюн и нетопырь либерального царевича по кличке Руссо. На пути лежат самые разнообразные препятствия: бесы, русалки, соловьи-разбойники и пр. К переработанным фольклорным вкраплениям со сказочными героями в достроенных ролях, вроде Кощея, Марьи Моревны, Хозяйки Медной горы примешивается то "Станционный смотритель", то пушкинские белки с изумрудами, то Влад Цепиш и вампирский бунт, то на картине в бесовском имении бес принимает Ивана Грозного. Все это вполне легко считывается и создает веселый, но ненапрягающий аллюзивный флер.
А больше всего, как ни странно, в книге меня очаровали... портреты и детали быта. Они так хорошо и остроумно написаны, с таким почтением к русской классической литературе, что за них просто хочется поаплодировать автору!
"Лицо его было кругло и приятно на вид, разве что пышные нафабренные усы смотрелись неуместно, слишком черными на белой коже – будто кто-то играл его лицо на клавикордах, да вдруг взял и брякнул фальшивую ноту."
Или
"Заправляла балом графиня Арахнеева, стареющая, но пышущая живостью мадам, что с первого момента цепко ухватила Петра за запястье и теперь водила, словно игрушку на веревочке, всем на знакомство, устанавливая очередность по одному ей известному порядку. Двигаясь непредсказуемыми маневрами, она оплетала зал невидимою паутиной, подлавливая на вкусную наживку то одну наивную стрекозу, то другую, а то и целого боевого шмеля".
Такого уровня языка и внимательности к изображению типажей даже не ожидаешь от современного фэнтезийно-авантюрного ретеллинга, и именно за этим, прежде всего, стоит читать эту книгу.
Одно здесь плохо: история не окончена. Но второй том уже пишется. Ждем продолжения!7122