Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Survivor : A Novel

Chuck Palahniuk

  • Аватар пользователя
    Аноним28 февраля 2025 г.

    Мы цепляемся за свое прошлое, потому что не доверяем будущему

    Парень из штата Вашингтон прославился своим дерзким, мрачным и язвительным стилем, где каждая страница — как лезвие, что режет по живому — Чак Паланик, чьи книги, начиная с культового «Бойцовского клуба», превратили его в голос поколения, которое плюет на глянец и жаждет правды, грязной и колючей. В «Уцелевшем» Паланик копается в темных углах человеческой души, смешивать сарказм с абсурдом и швыряет читателя в мясорубку черного юмора и сатиры. Это вторая книга писателя и здесь он снова берется за тему выживания в безумном театре современной жизни, где религия, медиа и одиночество сплетаются в удушающий клубок общества потребления.

    Роман был вдохновлен историей «Храма народов» — секты, где сотни людей ушли из жизни по приказу лидера. Это добавляет книге жути, ведь понимаешь, что такое бывает не только на бумаге.

    В романе описывается история Тендера Брэнсона, последнего выжившего из секты, где одни покончили с собой ради «спасения», другие были убиты. Сюжет начинается и, словно уроборос, заканчивается в самолете, который он угнал, чтобы рассказать свою жизнь черному ящику перед неизбежным падением. Тендер сбежал из общины, где его растили как послушного трудягу, попал в мир шоу-бизнеса, стал псевдомессией и оказался в эпицентре медийного цирка. Как обычно у Паланика здесь конфликт как внешний — человек против общества, которое жрет его живьем, так и внутренний — противостояние веры и разума, поиски личной идентичности в мире, где все уже предопределено.

    Паланик вкладывает в «Уцелевшего» идею о том, что даже в самой бессмысленной и предрешенной ситуации у человека есть выбор. Тендер — продукт религиозного фанатизма и социальных шаблонов, но он решает рассказать свою историю, тем самым бунтуя против предписанной ему роли. Тендер — это зеркало, в котором отражаются наши страхи: боязнь одиночества, жажда признания, ужас перед пустотой.

    Паланик мастерски передает ощущение безысходности и абсурда, используя черный юмор и гиперболу. Его стиль повествования напоминает хаотичный поток сознания, тем самым нагнетая атмосферу, где реальность переплетается с фантазиями и воспоминаниями. Подтекст сочится через детали: обратная нумерация глав (от 47 до 1) — обратный отсчет до катастрофы, а бесконечные списки — вроде рецептов чистки пятен — пародируют пустую болтовню общества. Иногда автор перегибает с сарказмом и бесконечными описаниями. Даже несмотря на небольшое содержание, роман затянут. Можно найти множественное эхо из «Бойцовского клуба», хотя его я читал 4(!) года назад. Порой абсурд выходит за рамки разумного, и повествование теряет фокус.

    Чак Паланик всегда был бунтарем. В детстве он жил в передвижном доме и часто менял школы. Может, именно поэтому в его книгах так много о маргиналах, аутсайдерах и людях, ищущих себя за пределами общепринятых норм. В «Уцелевшем» он остается верен себе: поднимает острые социальные вопросы, выворачивает наизнанку религиозные догмы. Книга цепляет своей дерзостью и идеей, но порой скатывается в самолюбование. Если «Бойцовский клуб» был нокаутирующим ударом в челюсть, то «Уцелевший» — скорее удар под дых.

    21
    375