Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Конец романа

Грэм Грин

  • Аватар пользователя
    varvarra28 февраля 2025 г.

    «Мы не принадлежим никому, даже самим себе».

    Можно ли ненавидеть Бога, не уверовав в Него? Герой этой книги постоянно говорит о ненависти и не только к Богу. Читателям стоит прислушаться к чувствам мистера Бендрикса, чтобы понять, что же скрывается за его ненавистью. Иногда за нею скрывается любовь, чаще – злость, бессилие, непонимание. Все мы ведем себя по-разному, утрачивая близких: кто-то замыкается в себе, теряя чувствительность, кто-то ищет утешение, есть и те, кто не находит сил жить дальше... Потеряв свою возлюбленную, Морис зол на весь мир, повторяя: «Я умею лишь ненавидеть». Положение Мориса усугубляет собственная вина, в которой он боится признаться (куда проще обвинить Бога!). Он не доверял Саре, сомневался в её любви, ревновал, обвинял. Это он, а не муж Сары, нанял частного детектива, чтобы вести слежку за несчастной женщиной.


    Ремесло мое – воображать, думать образами; пятьдесят раз на дню и ночью, как только я проснусь, занавес поднимался, начиналась пьеса, все одна и та же – Сара в постели, Сара с этим Х делала то же самое, что делали мы с ней.

    В этой истории страдают все персонажи, претерпевая мучительные пытки. Но как по-разному! Морис Бендрикс – писатель, он истязает себя с особым пристрастием, вовлекая в процесс бурную фантазию, ненавидя весь мир. Совсем иначе страдает Сара, не о себе она думает, а о нём: «Когда я прошу боли. Ты даешь мир. Дай и ему. Дай ему, забери от меня, ему нужнее!». Силой своей любви она готова оживить умершего, уверовав в Бога, а позже захотеть, чтобы он снова лежал мертвый под дверью, ведь отказаться от живого так больно и нестерпимо: «Теперь надо жить без него, начинается горе».
    Любовь Генри наполнена чувством вины, ведь он не смог дать счастье жене. Ричард Смитт тоже любит Сару, но не признаётся в этом даже себе. Самый откровенный в этой истории мистер Паркис, его простота и честность напоминают наивность бесхитростного ребёнка.
    Грэм Грин пишет историю эмоционально и болезненно, заставляя сопереживать всем её участникам, независимо от степени симпатии к ним. Показательна сцена встречи Майлза, Бендрикса и священника. В порыве гнева, называемого ненавистью, Морис обвиняет Сару, обзывая грубыми словами. Генри пытается урезонить соперника, на что отец Кромптон говорит: «Не трогайте его, несчастного». И сразу становится всё ясно и понятно: вся ненависть Бендрикса – всего лишь способ справиться с болью и потерей...
    Уверовал ли он?


    «Я ненавижу Тебя, Господи, я ненавижу Тебя, словно Ты есть».

    Аудиокнигу прослушала в исполнении Олега Исаева. Казалось бы, читает он тихо, без надрыва, но при этом передаёт всю боль и ненависть героя, заставляя поверить в искренность чувств, поверить, что историю рассказывает сам мистер Бендрикс. Высшее мастерство чтеца – умение перевоплощаться в персонажа.
    Запись чуть глухая.
    Время звучания: 06:58:33

    71
    387