Рецензия на книгу
Страна вина
Мо Янь
GennadyAmosov28 февраля 2025 г.Китайский постмодернизм во всей красе
Если вы не слышали это имя, то Мо Янь – первый китаец, получивший Нобелевку по литературе. От китайских читающих друзей я не раз слышал, что Мо Янь слишком странный и читать его трудно. Категорически оспариваю это заявление.
Для начала нужно объяснить, что Мо Янь – это постмодернизм. Я не прям, чтобы большой фанат, но «Жестяной Барабан» Грасса читал, Сорокина тоже, и постмодернизм уважаю. Поэтому мне кажется, что книга может показаться странной или тяжелой только людям, до этого не сталкивавшимся с похожими книгами.
Но на этом схожесть «Страны Вина» с другими книгами заканчивается и начинается «глубинный Китай». В книге идет сразу несколько сюжетов:
В одной сюжетной линии специальный инспектор Дин Гоуэр приезжает в провинциальный город Цзюго (Страна Вина), чтобы расследовать факты поедания детей.
Второй линией происходит переписка начинающего писателя, по совместительству именитого винодела, с Мо Янем.
А третьей линией идут рассказы о жизни Цзюго, которые начинающий писатель отправляет Мо Яню для рецензий.
По мере чтения книги эти сюжеты начинают переплетаться друг с другом: герои как-будто вымышленных рассказов появляются в реальной жизни, потом вообще оказывается, что Дин Гоуэр – это вымышленный персонаж романа, который пишет Мо Янь (да, он в своей книге пишет о том, как пишет книгу). Да и в принципе в каждой из сюжетных линий происходит такой сюр, что переходы персонажей из одной сюжетной линии в другую не удивляют.
В книге присутствуют: бесконечные описания китайских блюд и напитков, сцены убийства животных (многих животных), рецепт приготовления ребенка, сцены секса, описания того, как собирают ласточкины гнезда, и много алкоголя. Во всех сюжетных линиях все пьют.
Я затрудняюсь одним предложением описать, о чем эта книга. Мне кажется, что это такая объемная сатира сразу на многие сферы жизни китайского общества: на их помешанность на еде (жаренные дети и сцены собирания ласточкиных гнезд как раз об этом), на коррупцию, на китайскую современную литературу с её тяготением к соцреализму, да собственно и на сами социалистические ценности. Я вообще удивлен, как такая книга могла выйти в Китае и стать популярной.
Несмотря на многослойность сюжета и смыслов книги, читается она легко. Интересно следить за развитием всех трёх сюжетных линий, а на последней фразе книги я засмеялся в голос. Очень рекомендую эту книгу, если вы уже знакомы с постмодернизмом и хотите погрузиться в самые глубины китайской культуры.
3163