Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil

Philip Zimbardo

  • Аватар пользователя
    Аноним3 мая 2015 г.

    Книга длинная и довольно водянистая. Треть, если не половину, можно смело купировать.
    Первая часть произведения посвящена подробнейшему описанию Стенфордского тюремного эксперимента. Автор изо всех своих скудных литературных сил пытается изобразить жуткую (для западного человека) картину попрания демократичеких ценностей, чудовищных "пыток" и издевательств над добровольными заключенными. Но кто в армии служил, тот в цирке не смеется и подобных страшилок не боится. Один из заключенных студентов в разговоре с начальником "тюрьмы" даже заявил:


    "Я только могу сказать, что, поскольку сейчас в Стэнфорде каникулы, а я живу в своей машине, то в первую ночь в тюрьме мне было трудно заснуть, потому что кровать здесь слишком мягкая, а еще в тюрьме я питаюсь лучше, чем в последние месяцы, и у меня здесь больше времени, чтобы расслабиться, чем в последние два месяца. Спасибо, сэр"

    Поэтому описания возникающих в процессе эксперимента нервных срывов, психозов и т.п. расстройств вызывают очень сильное сомнение и скепсис. К тому же, если человек страдает корыстно, ради денег, то и сочувствия к нему не возникает. А Зимбардо пишет: "основной мотивацией практически всех добровольцев были именно деньги". (почти $80 в день) Сам же автор в недоумении спрашивает:


    "Почему никто из них не сказал: «Мне не нужны ваши деньги, так что я имею право в любой момент выйти из этого эксперимента и требую, чтобы меня немедленно отпустили»? И нам пришлось бы выполнить эту просьбу и тут же их отпустить."

    Но ни один страдалец не покинул застенок. Видимо всё было не так уж и плохо.

    Во второй части книги производится анализ событий и делаются кое-какие выводы. И тут, автор, видимо забыв о многовековом религиозном воспитании человечества и культивации подчинения всевозможным авторитетам вдруг с удивлением открывает америку: оказывается влияние Системы на установление правил социального поведения и определение понятий "хорошо"/"плохо" чрезвычайно велико. Результат несколько неожиданный, но вполне объяснимый, ведь беспрекословное повиновение всегда было христианской добродетелью.

    В заключение, еще одна, наводящая на мизантропические размышления цитата:


    Психолог Эрвин Стауб (в детстве переживший нацистскую оккупацию Венгрии) согласен с тем, что обычные люди в определенных обстоятельствах способны на невероятные жестокости и даже убийства. Пытаясь понять причины геноцида и массового насилия во всем мире, Стауб пришел к выводу, что "зло, проистекающее из обычного мышления и творимое обычными людьми, является нормой, а не исключением…"
    17
    423