Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Shadows of the Workhouse

Jennifer Worth

  • Аватар пользователя
    russian_cat27 февраля 2025 г.

    Зарисовки о жизни лондонской бедноты и будни медсестер

    Что-то потянуло меня позакрывать старые долги. «Тени Ист-Энда» – еще один из таких, с 2020 года. Тогда я прочитала книгу, но так и не собралась написать о ней. Решила исправить, а для этого переслушала заново, потому что уже плохо помню, что там было.

    В отличие от первой части («Вызовите акушерку»), здесь Дженнифер Уорф не рассказывает нам об акушерских случаях, упоминая о своей работе постольку-поскольку. Но само по себе это не минус (хотя и может, наверное, немного разочаровать тех, кому интересно именно это), потому что основная цель цикла все же, как мне кажется, это рассказ о жизни лондонской бедноты – обитателей Ист-Энда – до- и послевоенного времени во всем его многообразии. А это не только рождение детей, но и изнурительная работа, и убогие условия, и вынужденно разлученные семьи, и работные дома, перспектива попасть в которые вселяла ужас в сердца людей, некоторые из которых предпочитали покончить с собой. Обо всем этом автор рассказывает достаточно ярко и убедительно. Но все же были для меня и определенные минусы, о которых расскажу ниже.

    Книга состоит из трех частей.

    Первая часть – «Дети работного дома» – посвящена тому, как строилась жизнь детей, попавших в такое учреждение. Автор описывает методы воспитания и общие порядки, принятые в них, а также то, как это отражалось на психике и дальнейшей жизни детей. В частности, Дженнифер Уорф рассказывает нам историю брата и сестры, которые после смерти обоих родителей оказались в работном доме и были разлучены на много лет, а также еще об одной девочке, которую жестокое воспитание в таком доме просто сломало и на всю жизнь сделало тенью самой себя.

    Со своей задачей – вызвать у читателя эмоции и рассказать о том, «как это было», эта история вполне себе справляется, но что мне не понравилось – это какая-то излишняя художественность в рассказе. Суть в том, что повествование ведется от лица Дженни Ли – медсестры и акушерки, которая знает всю историю от ее непосредственных участников, тех самых детей, и пересказывает ее читателю. И сюда отлично вписываются их ранние воспоминания о родителях, о шоке от попадания в совершенно другую среду, о порядках в работном доме, о школе и учителях, о боли от разлучения и пр. Но рассказчица выдает нам и такие, например, подробности, как то, что именно сказал своей жене попечитель, решивший устроить для детей благотворительную поездку, или как директор в своем кабинете говорил воспитателям, что надо выбить дурь из девчонки, в общем, такое, чего эти дети знать не могли. И это создает какой-то диссонанс: или уж это история очевидца, и тогда там такого не должно быть, или художественный рассказ «по мотивам», для усиления эффекта, но тогда не вписывается в общую канву цикла, поданного, как воспоминания.

    Вторая часть – «История сестры Моники Джоан» – пожалуй, любопытна сама по себе, но несколько выбивается из остального повествования. Сестра Моника Джоан – эксцентричная монахиня 90 с лишним лет, родившаяся в богатой семье и получившая аристократическое воспитание, которая предпочла в свое время порвать все связи со своей семьей и стать монахиней-медсестрой, чему и посвятила более полувека. Теперь же сестра Моника уже наслаждается заслуженным отдыхом, терроризирует всех вокруг, а еще… обвиняется в кражах. Эта почти детективная история, в которой участвуют пропавшие драгоценности, игра в Монополию и воспоминания сестры Моники, вполне интересна, вот только, кажется, она не имеет особенного отношения к заявленной теме про «тени Ист-Энда». Разве что с большой натяжкой, когда сестра Моника может поведать о том, «как оно было» и что она видела в свою бытность медсестрой. Но основная-то часть истории не про это, а собственно про ее причуды.

    И, честно скажу, хоть рассказчица Дженни Ли восхищается сестрой Моникой и старается убедить читателя, что ей восхищались вообще все, кто ее видел, так неподражаемо оригинальна она была, но я все-таки испытывала по отношению к ней только раздражение. Устроила какой-то фарс на суде, отнимая у людей время (из-за ей же самой заваренной каши), испытывала терпение всех вокруг, смотрела на окружающих с высоты своей аристократичности… Крайне неприятная личность все же, так что из-за этого даже саму историю читать как-то сложнее, постоянно хочется «втащить» этой сестре, несмотря на ее почтенный возраст и всяческие заслуги.

    Третья часть – «Старый солдат» – наверное, нравится мне в этой книге больше всего. Она рассказывает историю ветерана англо-бурской войны, потерявшего всю семью и доживающего свою жизнь в одиночестве. Медсестра приходит к нему делать перевязки и постепенно привязывается к старику, которому не хватает простого человеческого общения. Старый солдат рассказывает ей о своем детстве, о том, как рано овдовевшая мать билась на тяжелых работах, чтобы прокормить детей, как сам герой, будучи старшим, пытался искать работу и помогать матери, и как в конце концов оказался завербован в армию, куда постоянно требовалось свежее «мясо» и куда рекрутеры заманивали таких вот молодых бедняков. Перед медсестрой раскроется вся история жизни, в которой были и радости, но гораздо больше горя и трудностей, жизни, которая очень хорошо символизирует весь Ист-Энд того времени. Не знаю, существовал ли этот старик в реальности или это собирательный образ, придуманный Дженнифер Уорф для иллюстрации тысяч подобных историй, но, так или иначе, он не может не зацепить и не заставить задуматься о многих вещах.

    P.S. Третью часть цикла я тоже читала и тоже не писала о ней. Но перечитывать, пожалуй, сейчас не возьмусь.

    73
    366